Вчера в музее современной фортификации «Бункер–703» прошел подземный клавесинный концерт, который был приурочен к Дню рождения Московского метрополитена и и пополнением выставочной экспозиции редкими экспонатами Мосметростроя, среди которых тюбинг с аварийного участка Замоскворецкой линии на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская».
Экспозиция, посвященная истории трудового подвига тех, кто прокладывал первые тоннели, пополнилась редким экспонатом, переданным в музей АО «Мосметрострой». Чугунный тюбинг прошлого века, весом порядка 650 кг, извлеченный с аварийного участка перегона между станциями «Царицыно» и «Кантемировская», стал самым большим экспонатом музея.
Напомню, 10 мая Мэр Москвы открыл для пассажиров участок Замоскворецкой линии метро от «Автозаводской» до «Орехово» после реконструкции.
«Нас так вдохновляет невероятная акустика тоннеля! Звук распространяется причудливым образом, зависает в воздухе. Кажется, что музыка учится левитировать. В этом месте хочется играть музыку максимально прямую и простую. Клавесин, голос, тюбинг. Тюбинг выступает как еще один музыкант, так важна роль его суперметалла и форм!
«Project 1685» — довольно молодой проект, объединяющий самых разных музыкантов. Большая часть наших резидентов — специалисты в области исторически информированного исполнения. «Project 1685» — популяризаторский проект. Мы стараемся говорить о самой разной, порой — очень сложной, музыке простым языком. И показываем эту музыку в программах, которые слушаются легко и интересно».
Дмитрий Юрков, директор музея «Бункер 703»:
«Бункер несколько десятилетий действовал в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел. Здесь до недавних пор трудились засекреченные эксперты и хранились важнейшие международные тайны нашей страны. Лишь в 2018 году, после того, как объект был признан технически устаревшим, в него были допущены первые посетители. Сегодня это единственное место в столице, где каждый посетитель может заглянуть в глубокую шахту и прогуляться по чугунному тоннелю, аутентичному тому, где ходят поезда».
Сергей Жуков, генеральный директор АО «Мосметрострой»:
«Метрострой с 1931 года строил не только объекты метро, но и уникальные инженерные сооружения в Москве и в стране, в том числе секретные бункеры. Музей современной фортификации «Бункер 703» – это бывший шахтный ствол, с помощью которого сооружалась служебная ветка для Кольцевой линии. Метростроевцы переоборудовали его в спецхранилище Министерства иностранных дел СССР, а с 2018 года здесь работает музей. Его экспозиции расположены на глубине свыше 40 метров и постоянно пополняются различным оборудованием, в том числе от метростроевцев. Мы стараемся сохранить реальные инструменты из разных исторических эпох прокладки метро. Можно увидеть два исторических чугунных тюбинга, сохранившихся со строительства станции метро «Динамо» в 1938 году, а также отбойные молотки, лопаты, буры, принадлежавшие строителям метро, а также кусочки горных пород. Все экспонаты можно трогать руками, а некоторые, например, каску или самоспасатель, примерить на себя».
Также был показан проект памятника метростроевцам, который планируется установить у станции метро «Сокольники». Как сказал Сергей Жуков: «Чтобы увековечить трудовой подвиг инженеров и рабочих, есть перспективы установки памятника — первостроителям метро, энтузиастам своего дела. Мы приложим все усилия, чтобы в Москве появился этот знаковый для всех метростроевцев страны монумент».
Автор проекта памятника метростроителям — скульптор Вильдар Юсупов.
Вильдар Юсупов, скульптор:
«Основная идея скульптуры — прославить героический труд первостроителей Московского метро. Раньше, да и сейчас, тоннели сооружали ручным способом. Поэтому на первом плане высечены двое рабочих в забое: первостроитель, работающий киркой, и современный метростроевец, в руках которого отбойный молоток. На обратной стороне монумента размещена первая карта столичного метро 1930-х годов, а также рельефы одних из самых красивых станций, напоминающих подземные дворцы. Материал скульптуры — бронза и гранит. Высота с постаментом — 7,6 метра».
Подземный концерт на глубине 43 метра в необыкновенной акустике тюбингов стал первым в своем роде в истории России и метростроения.
Видео можно посмотреть по ссылке.
Только 20 мая 2023 года (суббота). Только с 13:00 до 23:00.
Можно прийти и свободно осмотреть бывший спецобъект МИДа, расположенный на глубине нескольких десятков метров и соединенный с тоннелями метрополитена. Без экскурсий и без ограничений по времени. С новыми экспозициями, созданными в 2023 году, и с техническими помещениями, сохраненными в первозданном виде.
20 мая касса музея открыта на вход с 13:00 до 23:00. Цена входного билета на время акции снижена до 600 рублей (детский — 300 рублей). Запись не требуется. Рекомендуем посещать Бункер до 17:00 или после 21:00 (по опыту прошлых лет, с 17 до 21 может быть тесновато).
С 13:00 до 18:00 в музее планируется несколько лекций от специалистов по подземным сооружениям (входят в цену билета):
14:00 — Дмитрий Юрков. Новые архивные изыскания по советским СФС (лекция продвинутого уровня; для тех, кто уже ориентируется в истории подземного спецстроительства).
14:30 — Олег Макаров. Как, не будучи спецслужбой, вскрыть секретную подземную стройку в Вашингтоне (лекция среднего уровня сложности; подходит всем интересующимся).
15:30 — Петр Ефименко. История "Бункера-703" (лекция среднего уровня сложности).
16:00 — Александр Попов. Московское метро: то, что не видит пассажир (лекция начального уровня; подходит всем, кто хочет больше узнать про устройство метрополитена).
17:00 — Дмитрий Юрков. Пять популярных заблуждений про "бункеры" (лекция начального уровня; подходит тем, кто ничего не знает про защитные подземелья).
В лектории всего 35 сидячих мест. На интересующие вас лекции лучше занимать места заранее.
И несколько фотографий того, как транспортировали тюбинг с строительной площадки около станции метро «Царицыно» в Бункер.
В субботу будут интересные лекции, в том числе и моя.