«Ну вот и нет больше Ефима, закончился его земной путь. Хороший хозяин был, всю свою жизнь трудился как муравей - всё в дом, всё в дом. Да и работа у него тяжёлая была, он был кузнецом в колхозе, с детства помогал отцу в кузне, да так и остался там. Везде Ефим успевал: и на работе, и дома. Какой дом они отстроили почти сами, изредка, правда братья его помогали, где одному несподручно было, а какую-то мелкую работу она помогала. А баня! Любо-дорого посмотреть. А во дворе какой только живности не было: и корова, и свиноматка с поросятами, и овцы, а уж кур да гусей и не счесть. Трудиться правда приходилось много, спать некогда было. В селе только ленивый или какой-то больной голодает. Эх, Ефим, Ефим!!! Пожил бы ещё, да Богу видней» - вздыхала Мария.
Вспомнилось вдруг Марии, как всё у них с Ефимом начиналось.
В девках Маруся была видной: кровь с молоком, здоровая, румяная, русая коса до пояса, немало парней на неё заглядывалась. Но она сама по себе очень скромная была, да ещё и родители у неё были очень строгие, ни на танцы с девчатами, ни просто по селу погулять не разрешали. Когда все Марусины подружки замуж повыходили за своих же сельских ребят, а остальные ребята в армию ушли и, отслужив, уехали в город в поисках лучшей жизни. Вот тогда-то родители и поняли, что они натворили.
В город учиться родители тоже её не отпустили, говорят разврату там много. Город не для приличных девушек, вон у Фроловых Наташка уехала, учёбу не закончила, а с дитём вернулась.
Закончила Маруся в районе курсы парикмахеров (с детства всем подружкам причёски делала, стрижки модные), выделили ей в клубе одну комнатку для парикмахерской, и приступила девушка к работе. Идёт бывало по сельской улице, навстречу подружки с колясками или за руку ведут своих детишек, а у Маруси слёзы на глазах. Не осталось женихов в селе, даже вдовцов нет. Остался только один Ефим, кузнец сельский, как боялась его девушка. Был он лет на пять старше её, сам огромный, как медведь, лицо красное, всё время дело с огнём имеет, неразговорчивый.
Вот как-то на очередной сельский праздник за рюмочкой, разговорились отец Марии и отец Ефима. Сначала о международном положении поговорили, потом о колхозных дела, а там и о детях разговор зашёл, чего это они одинокие, ведь лет им уже немало.
-А что, если, - решили отцы, - поближе их познакомить друг с другом, годы-то идут, пора о детях подумать.
Вот так осенью и свадьбу справили. Весёлая свадьба получилась, уж отцы деньжат не пожалели, всё село гуляло, да молодых поздравляло.
Проводив всех гостей, отправили молодоженов в горницу ночевать. Одела девушка белую, всю в кружевах, ночную рубашку, расплела свою косу и прилегла ожидая жениха, да и заснула…
Проснулась она по привычке рано утром, жених спал одетым, отвернувшись от неё.
Сначала она обиделась на и Ефима, а потом подумала, что может перебрал спиртного вечером, вот и не до брачной ночи ему было. На следующую ночь Мария ждала мужа, но он где-то задержался, лёг в постель, когда она уже засыпала.
«Видно самой мне придётся действовать, - подумала Маруся, - стеснительный мне мужчина попался».
Она повернулась к нему, обняла его, попыталась поцеловать.
-Ну что вам всем от меня надо? -возмутился вдруг Ефим,- Ох и нахальные нынче девки пошли, думал, что ты другая, а ты такая же как и все.
От возмущения Ефим откинул одеяло и выскочил во двор.
От стыда Мария не знала, куда деться, сквозь землю готова была провалиться, слёзы застилали её глаза, она с трудом сдерживала себя, чтобы не разрыдаться. «Вот это вышла я замуж!»
Днём Ефим вёл себя как обычный мужик, работал с утра до ночи, а ночью, отвернувшись от жены, крепко спал, спал сном уставшего человека.
Мария тайком поделилась своей проблемой с матерью, посоветовалась, как ей быть.
-Ну что я тебе могу сказать, потерпи, может ещё всё наладится, всякое в жизни бывает, - посочувствовала дочке мать.
Где-то через месяц Мария решила всё же объясниться с мужем:
-Ефим, что с тобой? Так тебе я не люба, что ты отворачиваешься от меня или ещё что…? Ответь мне, теперь я твоя жена.
-Да проблема у меня, но в больницу я не пойду, стыдно мне. Если ты согласна со мной так жить, как мы сейчас живём - оставайся, а не согласна - уходи.
Всю ночь Маруся размышляла, как ей быть. Одной жить плохо, а так, вроде, уже к Ефиму привыкла, всё её в нём устраивает, кроме этого…
Под утро она решила:
-Значит такова моя судьба, ну что же, будем жить.
Зажили Ефим с Марией как и прежде. Но только заметила женщина, что после её решения, очень переменился её муж: стал добрее, что ли к ней. Нет, нет, да ловила она порой ласковый мужнин взгляд, больше помогать ей стал, больше разговаривать, советоваться.
-Ефимушка, хорошо мы живём, всё у нас есть. Нет только одного - ребёночка, чтобы было ради кого жить. Какая семья без детей. Много сейчас отказников, давай возьмём кого-нибудь. Ты кого хочешь, мальчика или девочку?
Ефим задумался:
-Наверное, мальчишку. Я бы его многому научил, что сам умею.
-А я больше девочку хочу. Помощница мне будет.
-А может двоих возьмём? И тебе радость, и мне.
Так и сделали. Вскоре в их семье появились Алёшка и Наташка.
На вопрос, почему чужих детей взяли, Мария не отвечала, а очень уж любопытным говорила, что она из-за болезни сама родить не смогла.
Слыша это, Ефим тихонько ухмылялся:
-Ох, и врать ты здорова, Мария Ивановна.
Но ему было приятно, что жена не выдает его тайну, бережёт его. Хорошая жена ему попалась.
P.S.: Мария лежала ночью на кровати, вспоминала свою жизнь и думала, правильно ли она сделала, когда осталась с Ефимом. Может с кем-то другим она прожила бы свою жизнь лучше? А может нет. Жили они дружно, хороших детей воспитали, внуки пошли. А что были у них проблемы, не беда, в жизни это не самое главное. Всё же я прожила счастливую жизнь, спасибо Ефиму, - подвела черту Мария и уснула.