Название этого замечательного романа я решил в заголовок статьи не ставить, поскольку опасался, что из-за грубости данного словца, автопилот Дзена, недолго думая, материал заблокирует.
Вот это название:
Как и почти все другие произведения Симмонса, эта книга мне очень понравилась, хотя справедливости ради нужно сказать, что местами роман довольно скучноват. Впрочем, так может показаться лишь таким далёким от альпинизма читателям, как я, поскольку в «Мерзости» очень много специальной терминологии и подробностей про смертельно опасное восхождение на самую высокую в мире горную вершину. Таким образом, как мне кажется, за счёт этого роман может оказаться крайне интересным для альпинистов и любителей данного вида спорта.
Примечательно, что сюжет этой книги заключает в себе очень ловкую интригу. Её суть в том, что автор сознательно наводит читателя на мысли об одной развязке, а в заключительной части повествования неожиданно преподносит совершенно другую. Так, с первых страниц и почти до середины книги мне казалось, что Мерзостью в данной истории явится нечто вроде демона Туунбака из «Террора», который станет преследовать героев на горных вершинах с целью употребить их в пищу.
На эту же ложную мысль Симмонс ловко подталкивает читателей, рассказывая устами своих персонажей о всяческих особо опасных йети, которые якобы живут где-то там, на вершинах Гималаев и только и делают, что мечтают о свежем человеческом мясце. Но вот ты дочитываешь до финальной, третьей части романа и вскоре понимаешь, что мерзость в настоящем случае не является именем собственным. На самом деле, имеются в виду некие фотоснимки, а точнее то, что на них изображено.
Дело происходило в 1920-х годах. В неудачной попытке подняться на Эверест, погибают несколько знатных англичан, и влиятельная родственница одного из них спонсирует поисковую экспедицию, официальной целью которой является розыск пропавших без вести альпинистов.
Пока происходят организационные моменты предстоящей экспедиции, мы медленно и нудновато знакомимся с главными героями, их предысториями и теоретическими тонкостями восхождения на великую гору.
Далее следует обширный раздел о практической стороне дела, когда герои непосредственно прибывают на место и начинают подниматься на вершину - это вторая часть книги, и здесь красочно изложены все неприятные стороны фанатичного увлечения альпинизмом - обморожение конечностей с последующей неизбежной ампутацией пальцев, кровоизлияние из ушей и носа, душераздирающий кашель и прочие «радости».
Тут, в общем, написано всё, что можно наглядно увидеть в фильме 2015 года, «Эверест. Восхождение», все технические и физиологические моменты этого необычайно опасного увлечения, единственной целью которого является возможность очутиться на самой высокой точке нашей планеты. Вышеупомянутые детали и подробности с избытком наличествуют во второй и третьей части романа.
Наконец в завершение общей картины, автор добавил некоторую детективную составляющую с перестрелками, погонями и смертоубийством ради тех самых фотографий на которых изображена Мерзость (половое сношение Адольфа Гитлера с тремя несовершеннолетними мальчиками еврейского происхождения). Такого рода боевик разворачивается здесь высоко в горах и собственно, только за счёт этого и сохраняется художественность всего произведения в целом - не то б книгу можно было бы смело отнести к жанру нон-фикшн про альпинизм, ну или, в крайнем случае, мемуарам одного альпиниста.