Творчество московской художницы Ирины Шевандроновой (1928-1993) не исчерпывалось только темой детства, но именно эта тема выдвинула Ирину Васильевну в число особых авторов: она обладала чудесным умением видеть в модели - будь то ребенок, подросток или юноша - ее особенность и уникальность. Ее работы наполнены добротой и любовью, именно такое восприятие человека было свойственно художнице.
Закончив в 1952 году Суриковский институт, Ирина написала одну из самых известных своих картин «В сельской библиотеке» (1954), которая по праву считается классикой «детской темы» в советской искусстве, настолько искренне и проникновенно прописаны характеры и обстановка того времени. Символично, что Государственная Третьяковская галерея сразу же приобрела эту работу совсем молодой художницы.
И в сюжетной картине, и в портретном жанре детские образы Шевандроновой точны по исполнению и обаятельны по смыслу. Какая-то удивительная любовь к детям видна в работах даже еще совсем молодой художницы, ей свойственно понимание детского характера, умение точно передать особенности ребенка, как внешние, так и внутренние его черты. Это удавалось ей даже в самом начале творческого пути: сохранились рисунки карандашом, выполненные в 1944 году в военной Москве, после возвращения из эвакуации, где она была вместе с другими учащимися Московской художественной школы. А было Ирине Шевандроновой в то время всего 16 лет.
В 50 – 60-е годы Ирина Васильевна немало поездила в творческие командировки на периферию, как тогда назывались отдаленные районы Советского Союза - Алтай, Дальний Восток, Якутия. Знакомилась с жизнью местных малых народов, их бытом и обычаями и рисовала, рисовала, рисовала.
Два года Ирина Васильевна вместе с мужем художником Андреем Тутуновым жила в Переславле Залесском, где глубоко вникла в жизнь глубинки на северо-западе России. Масса набросков и этюдов, сделанных в этот период, позже превратились в сюжетные картины. И зачастую главными героями ее работ были именно дети.
Постепенно на смену умиленному, сентиментальному, радостно-возвышенному взгляду на мир, природу и людей к Ирине Васильевне пришло понимание глубины характеров, историй и судеб. Детские портреты Шевандроновой и сегодня выглядят удивительно свежо и живо. Ее творчество было исключительно позитивным, как бы приподнятым над суровой и не всегда приглядной обыденностью. Изображаемая реальность зачастую не была ни романтичной, ни благообразной, но Ирине Шевандроновой удавалось отыскать в ней и отразить в творчестве что-то такое, что оказывалось и незабываемым, и исключительным. Художником «светлого таланта» она осталась в истории русского искусства ХХ века.
Произведения Ирины Шевандроновой, посвященные теме детства, можно увидеть до 14 июня 2023 года на выставке "Дети и Взрослые" в Музее Актуального Реализма.