Найти тему

Ирина Шевандронова: художница "детской темы"

И. Шевандронова. Автопортрет. 1951. Холст, масло. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма
И. Шевандронова. Автопортрет. 1951. Холст, масло. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма

Творчество московской художницы Ирины Шевандроновой (1928-1993) не исчерпывалось только темой детства, но именно эта тема выдвинула Ирину Васильевну в число особых авторов: она обладала чудесным умением видеть в модели - будь то ребенок, подросток или юноша - ее особенность и уникальность. Ее работы наполнены добротой и любовью, именно такое восприятие человека было свойственно художнице.

И. Шевандронова. Мальчик из пионерского лагеря. Холст на картоне, масло. 1975. Из собрания Музея Актуального Реализма
И. Шевандронова. Мальчик из пионерского лагеря. Холст на картоне, масло. 1975. Из собрания Музея Актуального Реализма

Закончив в 1952 году Суриковский институт, Ирина написала одну из самых известных своих картин «В сельской библиотеке» (1954), которая по праву считается классикой «детской темы» в советской искусстве, настолько искренне и проникновенно прописаны характеры и обстановка того времени. Символично, что Государственная Третьяковская галерея сразу же приобрела эту работу совсем молодой художницы.

И.Шевандронова. В сельской библиотеке. 1954. ГТГ
И.Шевандронова. В сельской библиотеке. 1954. ГТГ

И в сюжетной картине, и в портретном жанре детские образы Шевандроновой точны по исполнению и обаятельны по смыслу. Какая-то удивительная любовь к детям видна в работах даже еще совсем молодой художницы, ей свойственно понимание детского характера, умение точно передать особенности ребенка, как внешние, так и внутренние его черты. Это удавалось ей даже в самом начале творческого пути: сохранились рисунки карандашом, выполненные в 1944 году в военной Москве, после возвращения из эвакуации, где она была вместе с другими учащимися Московской художественной школы. А было Ирине Шевандроновой в то время всего 16 лет.

И. Шевандронова. Портрет девочки. Бум., карандаш. 1944 Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма
И. Шевандронова. Портрет девочки. Бум., карандаш. 1944 Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма

В 50 – 60-е годы Ирина Васильевна немало поездила в творческие командировки на периферию, как тогда назывались отдаленные районы Советского Союза - Алтай, Дальний Восток, Якутия. Знакомилась с жизнью местных малых народов, их бытом и обычаями и рисовала, рисовала, рисовала.

И.Шевандронова. Студентка алтайка с книгой. Холст, масло, 1952. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
И.Шевандронова. Студентка алтайка с книгой. Холст, масло, 1952. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Два года Ирина Васильевна вместе с мужем художником Андреем Тутуновым жила в Переславле Залесском, где глубоко вникла в жизнь глубинки на северо-западе России. Масса набросков и этюдов, сделанных в этот период, позже превратились в сюжетные картины. И зачастую главными героями ее работ были именно дети.

И.Шевандронова. Портрет сына. 1958. Картон, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
И.Шевандронова. Портрет сына. 1958. Картон, масло. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Постепенно на смену умиленному, сентиментальному, радостно-возвышенному взгляду на мир, природу и людей к Ирине Васильевне пришло понимание глубины характеров, историй и судеб. Детские портреты Шевандроновой и сегодня выглядят удивительно свежо и живо. Ее творчество было исключительно позитивным, как бы приподнятым над суровой и не всегда приглядной обыденностью. Изображаемая реальность зачастую не была ни романтичной, ни благообразной, но Ирине Шевандроновой удавалось отыскать в ней и отразить в творчестве что-то такое, что оказывалось и незабываемым, и исключительным. Художником «светлого таланта» она осталась в истории русского искусства ХХ века.

Произведения Ирины Шевандроновой, посвященные теме детства, можно увидеть до 14 июня 2023 года на выставке "Дети и Взрослые" в Музее Актуального Реализма.