Найти тему

И жрец, и жнец… Ах да, и вокалист! Что делать с платным продвижением, когда о тебе никто не знает.

Всем привет! Меня в одном интересном обсуждении очень просили поделиться опытом продвижения в ВК в качестве певицы. Попытаюсь изложить для тех, кто еще не отвык читать больше двух-трёх предложений. Речь пойдёт о работе с сообществом https://vk.com/ellina_soprano

Небольшая предыстория для тех, кто со мной незнаком.

Певица сопрано, 32 годика. По первому образованию - магистр международных отношений. Профессионально петь долгое время не планировала. Дальше история стара как мир вокала: не очень удачное обучение, излишнее доверие педагогу, и как итог - проблемы с голосом, на решение которых ушло несколько лет и никакого «органического» продвижения, так как ни на конкурсах, ни на прослушиваниях я не имела успеха. Голос красивый, но «камерный», а камерная музыка от ноунеймов не сильно кому упала. Оперных арий, достойно сделанных, чтобы вынести на прослушивание - ноль. Такова была ситуация на момент выпуска, когда мне уже было 28. Это история для тех, кто захочет мне рассказать, как надо было везде участвовать, прослушиваться и не расстраиваться. Я расстроилась и ушла работать над собой. А тут как раз пандемия, так что в любом случае было и так особо некуда пойти, даже к педагогу. Заодно ребёнка родила в конце 2019 :)

Поэтому накануне моего сольного концерта 27 января 2022 (видео для ознакомления тут https://vk.com/video-217348365_456239055) имелись не очень радостные исходники: меня никто не знает, своей публики у музея Скрябина (где проходил концерт) нет, крутись как хочешь. А я хотела заявить о себе и взялась за амбициозный проект - чтобы и с оркестром, и программа интересная (аналогов просто никогда не было и вряд ли будут). План продвижения у меня уже был, но по ходу движения его пришлось корректировать. Когда ты один в поле воин, всё учесть и сделать - практически нереально. Так, пришлось отказаться от помощи в написании текстов для страницы ВК, потому что ценник мне заломили на весь мой бюджет. Снимать красивые клипы на репетициях тоже не удалось - никто из окружения такого не умеет, а нанимать еще видеографа - опять было не по карману.

Кстати, про бюджет. Если бы это был просто концерт я+фортепиано, можно было бы позволить больше. Но у меня было +13 музыкантов, которые тоже кушать хотят.

На моей стороне были:

  • качественные студийные фото в разных образах и интерьерах (спасибо маме-фотографу, это существенная экономия)
  • Несколько качественных видеозаписей от событий разной степени удаленности. Такие видео идут на оформление страницы (в мобильной версии у нас есть «живая» обложка) и на ознакомительный трейлер
  • Очень интересная и по-настоящему уникальная концертная программа (песни японских композиторов+романсы русских композиторов на японские стихи, японский национальный инструмент кото, «Ожидание» М.Таривердиева)

У меня не было:

  • своей публики
  • друзей с большим охватом и активностью в соцсетях, которые могли бы что-то репостить, и от этого был бы толк
  • Связей с представителями СМИ
  • Дизайнеров, сммщиков, таргетологов, пиарщиков, маркетологов и прочих ценных помощников, которых можно было бы позволить с большим бюджетом

Так как я уже имела опыт работы с таргетированной рекламой (у меня есть обучающее сообществе по вокалу https://vk.com/shatelle), решила воспользоваться ею. На любых курсах по маркетингу и таргету всегда говорят, что продвигать и продавать можно что угодно, главное - делать это правильно.

С закрытием неугодных соцсетей, в которых тоже очень хорошо был развит таргет (там я тоже этим пользовалась успешно), стоимость рекламы в ВК очень выросла. И продолжает расти. Поэтому расчитывать на то, что за 1000 рублей вы прям хорошо протестируете рекламные объявления или тем более получите много подписчиков или купленных билетов - не стоит.

Дальше речь пойдёт о рекламе, настроенной через рекламный кабинет с компьютера. Если вы используете только телефон - там есть упрощенный настройщик, который делает бОльшую часть работы сам. Насколько эффективно - решают тесты и статистика.

Из чего состоит процесс настройки более-менее удобоваримой таргет-рекламы:

  • определение целевой аудитории и где она обитает (какие интересы/что они ищут в поисковиках/в каких сообществах активно участвуют и пр.)
  • Создание картинок/текстов/видео, которые пойдут в рекламные объявления
  • Настройка этих объявлений
  • Тестирование (какие картинки/тексты на какую аудиторию лучше работают и тому подобное)
  • Определение самых удачных, их донастройка (сделать лучшее еще лучше 😅) отключение неудачных

В дополнение к полностью оформленному сообществу настраиваем сервис рассылки (у меня через Senler). Зачем она нужна? Затем, что охваты сообществ априори ниже, чем у личной страницы, и сообщество не может отправлять личные сообщения подписчикам без их разрешения. А уж если человек подписался - вы с ним на связи, любые анонсы/спецпредложения или просто интересные о себе моменты можете доносить прям «глаза в глаза».

Часто и рекламу настраивают не с переходом в сообщество, а сразу на подписку на рассылку.

Итак, всё сделали, работаем. Сколько денег на это уйдёт? В принципе, законы рекламы везде одни - чем больше, тем лучше. Но при условии, что эта реклама действительно работает. Именно поэтому мы должны тестировать разные объявления, «щупать» целевую аудиторию, анализировать статистику. Поэтому часть бюджета уйдёт почти в никуда. Я в процессе своих тестов оставила только объявления, которые приводят подписчиков по цене от 25 до 50 рублей за человека. Я считаю это неплохим результатом для нашей сферы. За месяц на рекламу ушло около 28 тысяч (начиная с тестов, заканчивая эффективно работающими вариантами) обрела на тот момент около 350 подписчиков и всего нескольких человек, которые в конце концов купили билеты на тот концерт. Я не учитываю эти затраты в бюджете конкретного концерта, так как сообщество продолжает жить, я над ним работаю, формируется некий «костяк» слушателей, которые теперь приходят и покупают билеты на другие мои концерты.

По суровым законам нынешнего времени с очень высокой конкуренцией на рынке рекламы и продвижения, рекламу лучше не останавливать вообще. Так как охваты сообщества даже при регулярной работе падают, нужны постоянно новые люди, которые в него зайдут и останутся. И они же своими реакциями будут повышать охваты для всех остальных - и подписчиков, и «виральных» (люди, которые у себя в ленте видят «может быть интересно» или «вашему другу нравится», «ваш друг прокомментировал»).

Параллельно с рекламой я конечно же атаковала всех своих друзей и знакомых, которым мог бы быть интересен этот концерт, зазывала своих студентов, знакомилась с представителями СМИ и размещала рекламу в тематических сообществах. Есть еще телеграмм-каналы со всякими афишами Москвы, но там ценник от 12 до 45 тысяч за один пост.

Что касается профессиональной помощи («вот найму таргетолога-маркетолога, он мне все сделает»), то здесь сфера играет очень большую роль. Работающих с классической музыкой не так много, и если они есть, то скорее всего заняты в крупных проектах (как правило, с гос финансированием). Мне лично предложили настроить рекламу официальные помощники «Поддержка бизнеса в ВК». Они действительно сделали это, быстро и очень грамотно на первый взгляд. Но в процессе открутки рекламы оказалось, что ни одно из четырех объявлений не показало свою эффективность. Они были по всем показателям хуже моих в 4-5 раз. Так что скорее всего лучший вариант - вникать, разбираться, анализировать самим. Даже если вы потом кого-то наймёте, будете понимать, что он делает, и сможете оценить результаты. Таргетологов, «сливающих» бюджет даже в более распространенных нишах очень много.

Сейчас постоянная реклама у меня работает в моем обучающем сообществе (https://vk.com/shatelle) (+приведение подписчиков в Телеграм-канал), а также небольшая по бюджету видео-реклама для привлечения на ближайший концерт (хорошо, когда есть более-менее приличный ролик с тем контентом, который ждет зрителя именно на этом событии). Здесь тоже оказалось интересно - по мере того, как кто-то лайкает и просматривает это видео (и регистрируется на концерт), растёт доверие у дальнейшей аудитории, и вслед за этим - эффективность объявления.

Текст получился большой, но возможно кому-то полезный. Выводы очевидные и набившие всем оскомину:

  • обретаем хорошие фото/видео
  • Тренируемся в написании текстов как длинных, так и коротких, но все они должны быть интересными и «цепляющими»
  • Постоянно анализируем результаты своей деятельности, чтобы понять, что «заходит» вашим подписчиками
  • Не ждем, что все эти затраты окупятся сразу или вообще когда-нибудь. Практически вся информационная индустрия в сфере классической музыки заточена на проекты с гос поддержкой или грантами

Если текст оказался полезным - не забудьте написать комментарий, поставить лайк, поделиться с друзьями по цеху. Если есть вопросы или нужна помощь - пишите, я на связи.

Пение
3339 интересуются