Найти тему

Владимир Мукусев: Мою кандидатуру отклонили, а начальником канала стал Швыдкой

Оглавление

Сегодня д/р выдающегося ТВ-гуру перестроечной поры ВЛАДИМИРА МУКУСЕВА.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

Небольшой фрагмент нашей беседы, записанной лет 10 назад, когда я работал над книгой БИТЛЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. Про начало 90-х, когда слова ДЕПУТАТ и/или ЖУРНАЛИСТ ещё не имели явной негативной коннотации.

-2

Как и когда ты узнал, что стал народным избранником?

- В три часа ночи мне позвонили из избирательной комиссии и сказали, что хотя подсчеты только предварительные, но отрыв такой огромный, что меня можно поздравить вполне официально. Толкнул жену, сообщаю ей новость. Таня сонно отвечает: «Никогда раньше не спала с депутатом». Весь пафос ситуации как бы приспустила. Оделись. Таганский гастроном едва ли не единственный в стране работал ночью. Купили армянского коньяка, закуску какую-то, приехали в избирком отмечать. Через пару дней все результаты были обнародованы в прессе.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

- Супруга Таня Листова – мать тележурналиста Елизаветы Листовой?

– Да. И внучка композитора и пианиста Константина Яковлевича Листова, написавшего дюжину оперетт и песни, среди которых знаменитые «В парке Чаир», «Тачанка», «В землянке» и, как говорят мои студенты, хит всех времен и народов «Севастопольский вальс».

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

- А племянница твоя замужем за другим музыкантом.

– Да, Александра, дочь моей покойной сестры Светланы вышла замуж за Константина Кинчева, лидера легендарной «Алисы».

- Мир тесен. Ты почти ничего, между прочим, не пишешь про семью в своей сенсационной книге «Разберёмся…». Какова реакция среди коллег на твой публицистический труд?

Политковский на презентации книги в Доме Журналиста сказал: «Кто-то же должен был написать – про все, что мы пережили – правду. Написал Мукусев. Нормально».

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

Мне было приятно, потому что в устах Политка «нормально» это высшая похвала.

Тираж разлетелся, как горячие пирожки.

Так что, может быть, прав обозреватель «Литературки» Александр Кондрашов, сказав о ней, что это тот редкий случай, когда он рекомендует прочитать книгу всем. Он даже сравнил ее с исповедью и документом эпохи.

-6

Сам же я вижу ее очевидные недостатки, главный из которых - многословность, все-таки, почти 600 страниц. В соревновании с Интернетом можно победить не только смыслом, но и компактностью. Но, не скрою, мне приятно, что во всех мне известных вузах страны, где изучают филологию и журналистику, эту книгу рекомендуют, как учебник. Сейчас я готовлю второе издание. Впрочем, все упирается в деньги. Будут спонсоры, будет и книга.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

– Я помню твой рассказ о том, как февральскими ночами 1990 года люди на чёрных «волгах» пасли тебя, расклеивавшего предвыборные листовки, и зачищали «взглядовскую» агитацию. Как отношения со спецслужбами складывались у депутата Мукусева?

– Первый съезд Народных депутатов специальным решением создал что-то вроде комиссии по расследованию противодействия выборам КГБ. Наша комиссия была, фактически первой попыткой поставить работу спецслужб под контроль только-только нарождающемуся тогда гражданскому обществу. И к чести чекистов, надо сказать, они хоть и с трудом, но шли нам на встречу. Они сами говорили, что хотят заниматься своим главным делом – безопасностью страны, а не сгнившего режима. То есть перестроечные процессы шли и в абсолютно закрытом до этого ведомстве.

-8

Кстати, именно в то время Лубянка поделилась с нами и «святая святых» каждой спецслужбы.

Именами некоторых телеинформаторов.

Меня тогда поразили не фамилии тех, кто писал на меня доносы, а их количество. Сегодня все они при должностях, деньгах, обласканы властью.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

– А как сложилась твоя судьба после 93-го? Я время от времени видел тебя на телевизионных экранах…

– Это были лишь короткие эпизоды на маленьких каналах: на РЕН-ТВ и ТВЦ. Ельцинский запрет доставал меня и там.

В начале 90-х Михаил Полторанин, тогдашний министр по печати предложил мне возглавить Первый канал. Я согласился с одним условием – немедленная передача всех материалов проверок деятельности Останкино, проведенных по требованию Верховного Совета в Генпрокуратуру. Согласно этим документам все, что происходило тогда на телевидении, имело юридическое название – мошенничество в особо крупных размерах. А попросту чудовищное разворовывание спонсорских, рекламных и бюджетных средств, бесконтрольная сдача студий под склады, распродажа дорогостоящей аппаратуры и техники.

Фото из личного архива Михаила Дегтяря
Фото из личного архива Михаила Дегтяря

А с телеэкрана при этом неслось: «Мы сидим, а денежки идут». И многие миллионы бывших советских граждан создавали миллиардные состояния хозяевам финансовых пирамид. Полторанин на мои условия вроде бы согласился.

Но тут, же в некоторых газетах прошла информация, что я в запое, мало того, что у меня цирроз печени и дни мои сочтены. Информация эта была любезно доведена до Черномырдина и он, естественно, отказался от моей кандидатуры.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

С подобным черным пиаром я встретился еще раз через несколько лет, когда получил предложение одного из зампредов правительства возглавить вновь создаваемый холдинг ВГТРК.

Уже существовал Интернет, и накануне рассмотрения кандидатур в сети появилась информация, что я болен СПИДом и заразил меня мой сексуальный партнер одесский докер негр по имени Чарли. Причем были указаны даже адрес больницы, где-то на Соколиной горе и номер моей истории болезни. Одним словом, против меня уже работали настоящие профессионалы.

Фото из личного архива В.В. Мукусева
Фото из личного архива В.В. Мукусева

Понятно, что «узнав об этом», учредители нового холдинга мою кандидатуру отклонили, а начальником 2-го канала стал Швыдкой. Но все это – ерунда. Я горжусь тем, что стоял у истоков более 2-х десятков региональных кампаний, в основном в Сибири. То есть я начинал настоящее Российское телевидение, а не сегодняшний отдел пропаганды по промыванию мозгов.

&&&&&&

«ВЗГЛЯД». ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

&&&&&&

Поскольку мои каналы Пятиминутки горькой ухмылки, Журналистские истории, РУССКИЙ РОК VS ПОПСА и Кино: кто, как и почему попали под каток местной цензуры, свои видео-сюжеты оставляю теперь здесь – Золотая рыбка.

Фото Марии Александровны Градской
Фото Марии Александровны Градской

Просто для справки.