Найти в Дзене
Люди Севера

Что такое олонхо? История якутской «Илиады», которую изучают в северных школах

Оглавление

У многих народов есть собственный героический эпос, который передается из уст в уста. Иногда эти мифы стираются временем, если их не успевают записать. В Якутии древние эпические сказания олонхо (ударение на последний слог) не только сохранились, но и продолжают жить в устных перформансах современных сказителей. Рассказываем об этом наследии и его судьбе в современном мире.

Олонхо – это не только сам эпос, но и традиция его воспроизведения. Иногда его называют «якутской “Илиадой”» за сходство с древнегреческой мифологией. Хотя ему много сотен лет, записывать эти сказания начали только в 40-х годах XIX века. Сколько эпос существовал до этого – неизвестно. Первое печатное олонхо «Эр Соготох» было опубликовано в 1851 г. санскритологом Отто фон Бётлингком. А в XX веке, после революции, якутский писатель Платон Ойунский, который сам был в юности сказителем, записал и издал самое полное собрание олонхо – «Нюргун Боотур Стремительный». В 2005 году ЮНЕСКО признало олонхо памятником устного и нематериального наследия человечества.

Боги, герои, демоны

«Олонхо» означает «то, что было». Примерно как былины в русской народной традиции. Это название распространяется и на весь эпос в целом, и на отдельные песни. Речь в сказаниях идет о сотворении земли и Среднего мира божествами. Последние, как правило, миролюбивые, но есть среди них те, кто нарушает правила, – их отправляют на землю. Одним из таких божественных изгнанников стал Эр Соготох (Одинокий), который вместе со своими соратниками дал начало якутскому народу. Есть еще песни о том, как богатыри бьются с демонами из Нижнего мира, которые всячески пакостят людям. Все это происходит в южных степях, где якуты (точнее, народ) жили до того, как переселиться в тайгу на берегах реки Лены.

Герои олонхо наделены сверхспособностями и выглядят соответственно.
Их мир, конечно, волшебный, но все в нем устроено по традиционному родо-племенному образцу. Соплеменники – герои со всяческими добродетелями, чужаки – злодеи, которых и за людей-то не считают. Можно принять все это за реальную историю становления якутских племен и их борьбу с другими племенами. Но на самом деле олонхо показывает общую для многих древних народов космогонию.

-2

Есть мир богов (Верхний мир), мир людей (Средний мир) и мир демонов (Нижний мир). У каждого свой руководитель, и все они соединены великим древом жизни Аал Луук Мас. В его стволе живет богиня земли, которая защищает людей и питает героев молоком из своей груди. Люди борются с демонами, боги им иногда помогают, иногда – нет.

Олонхо полон мифологическими образами-архетипами, которые можно встретить в разных эпосах. Есть свой герой из Среднего мира – могучий Нюргун Боотур, который убивает огненного змея Уота Усутаакы и спасает прекрасную деву-солнце Туйаарымы-куо. Бок о бок с людьми живут духи существ и предметов – иччи. А животные не просто живут рядом, но и помогают. Например, белые журавли-стерхи служат посланниками между богами и людьми.

Хранители эпоса – олонхосуты

В традиционном якутском эпосе две части: декламационная и песенная. Первую сказитель речитативом рассказывает нараспев, варьируя темп. Вторую – поет от лица персонажей. Сам рассказ походит на медитацию, а сказитель – на шамана, который постепенно входит в транс и вводит в него своих слушателей – без бубна, только голосом. По легенде, бывали случаи, когда сказители-олонхосуты исполняли эпос 7 дней и 7 ночей без перерывов.

С одной стороны, сказания были и остаются для якутов элементом развлечения, с другой – они всегда были способом познания и осмысления окружающего мира. Хранители эпоса олонхосуты во все времена считались очень уважаемыми людьми. Песни передавались по наследству вместе с навыком исполнения.

-3

В каждом селе было несколько сказителей, но они, как правило, большую часть времени странствовали, исполняя эпос за еду и ночлег. Люди собирались из окрестных аласов, чтобы в течение нескольких дней слушать олонхо. Это происходило ровно посередине долгой заполярной зимы, в момент максимального холода, и давало людям силы, чтобы дотянуть до весны и тепла.

«Это был не просто эпос, а именно ритуал, благодаря которому зима заканчивалась. Однажды наш известный этнограф Екатерина Романова сказала: “Олонхо – это обещание лета”. Его рассказывали зимой, чтобы не терять надежду, что оно (лето) скоро наступит, самое страшное позади», – говорит Елена Васильева из творческой группы «Архетип».

Новое прочтение

Уникальность якутского эпоса в том, что его устная традиция существует и развивается до сих пор. Хотя олонхосутов теперь меньше, чем раньше, сегодня они исполняют сказания не только в узком кругу семьи и знакомых, но и для массового слушателя.

-4

Олонхо стало искусством на границе декламации, вокала и перформанса. Его изучают в школе и в специальном НИИ при Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. Оно звучит на национальных якутских праздниках и на радио.

Некоторые сказители – настоящие звезды. Например, 25-летняя актриса театра Анастасия Алексеева, которая с детства занимается исполнением традиционного олонхо и сама пишет новые песни эпоса. Якутское устное наследие не только сохраняется, но и развивается, обретает новые современные формы.

Елена Потапова