Найти тему
Что ты мелешь?

Пишем свой первый манифест. Часть 1.

Вы - начинающий литератор? Прекрасно!

Мой вам совет: погодите пока испытывать терпение бумаги своими рассказами и россказнями. Начните с главного с манифеста вашего литературного движения.

«Прошлый век», скажете вы. Да, все примеры манифестов, которые мы будем разбирать в этом цикле статей, были написаны в прошлом веке. Но формат не устарел. В соц. сетях его вытеснили косноязычные обрубки описания сообществ, а в жю-урналах и мю-узеях до смешного серьезные излияния искусствоведов, черствые и пресные как сухофрукты, пролежавшие в закромах столько лет, что на свет их показывать уже неприлично.

Пусть авторы говорят сами за себя. Миру нужно возвращение манифестов!

В руках моих презабавная книжечка. На обложке ее высится «Литературные манифесты от символизма до «Октября». Это сборник манифестов, статей и прочих около-художественных сочинений, созданных с 1880-го по 1920-какой-то год. Составители его хотели облегчить жизнь современного читателя: на момент выпуска первого издания за окном был 1924-й, и пестрота причудливой вышивки из символистов, футуристов, и прочих, и прочих доводила бедного читателя до головокружения.

Хоть сборник и был создан для читателей, мы попробуем посмотреть на него как писатели. Поднять занавес!

Отплывающие корабли символизма.
Опояз или общество мозговой засухи.
Всеобщее мелочничество слова, дробная деталировка, слововерчение, слововыжимание, маникюр слова.
Подозрительные по четвертому разряду похороны поэзии ее же обнаглевшими ремесленниками или НЭП, съевший поэтов.
Ни зги на российских эстрадах, продавленных копытами всевозможных имажинистов.
Каменная пустыня достиховья.
И –
двое.
Без фальшивого мандата на контакт с миром.
Без вывесочного афиширования себя.
Под скромной маркой –
Мозговой ражжиж.
Двое.
Среди последышей, все еще не проглотавших наследия великой революции, единственные несущие на своих лицах разлив нового мира.
Два мудреца. Какой простор!
Ровно год с зажатым ртом.
А теперь
номер первый
удар
по обжорному фронту.
Завтра еще стихи и – какие-нибудь – теории.
Не истерические выкрики силящихся догнать грозу и бурю (маяковщина).
И не тоскливая вертячка стиля – стихия раннего НЭПа (пильнячество – пастернакизм).
Спокойный нажим на преодолеваемое послегрозье.
В ревущих еще хлябях мы первые отделяем воду от поэзии и говорим:
Да будет стадия всеевропейского обезумления трамплином нового прыжка.
Штопором куда-то на плоскостях подлинного общения с миром.
Высота:
тысяча девятьсот двадцать три (по-вашему).
Контакт?
Есть контакт.
Борис Перелешин
Москва. Предъянварие. Завязь второго года.
(Диалектика Сегодня) 1923 г.

Прочитанный текст щекочет ваше удивление, правда ведь? «Маникюр слова», «мозговой ражжиж», «вертячка стиля» забористо! Забористо да в меру. Несмотря на обилие кудрявых слов, только немногие из них выдуманы. Первый вывод: чувствовать язык значит уметь пользоваться тем разнообразием, которое в нем уже есть.

Среди слов, которые только кажутся выдуманными, «опояз». На самом же деле это аббревиатура к «обществу изучения поэтического языка». В этом манифесте, как видите, есть элементы «прожарки». Авторы его (которые до сих пор оставались мною не названы и очень зря, ведь не каждый день встретишь слово «фуист»), так вот фуисты называют литературоведов из ОПОЯЗа зомби. Да-да, зомби. Т.е. членами общества мозговой засухи.

Вслед за «опоязом» под карающую длань фуистов попадают «маяковщина», «пильнячество», «пастернакизм» - слова, образованные от фамилий современных им поэтов и писателей. Отсюда следует вывод номер два: автор, ухо твое должно быть чутко к эпохе. «Опояз» и даже «НЭП» в 24-м году XX века могло казаться таким же суетным, как «тикток» или «шейминг». Но для потомков эти слова будут артефактами прошлого, украшающими текст, как экзотическая пряность. Автор, знай свою эпоху! Хотя бы для того, чтобы ее ругать.

Для симметрии хочется смастерить и третий вывод. Дело нехитрое.

В манифесте много кричащих и с трудом представляемых метафор. «Прыжок штопором на плоскость общения» в меньшей степени образ и в большей, как мне кажется, его суррогат, предназначенный исключительно для упражнений в ментальной гимнастике.

Яркостью и живостью на фоне таких суррогатов выделяется впихнутая заместо даты «завязь второго года». Образ завязи плода. В отличие от безликого «зачатка», из которого еще не понятно, что выйдет, он осязаем и сочен, как сам этот плод. За красивым словосочетанием живой и понятный образ.

Отсюда третий вывод выдыхайте метафоры, а не высасывайте их из пальца.

На этом мы заканчиваем первую статью из цикла «Пишем свой первый манифест». Статья сочинена и напечатана в рамках проекта «Что ты мелешь?» для тех, кто любит играть в слова. В широком смысле.

t.me/meeleesh

www.melesh.tilda.ws