Найти в Дзене
LE KOVËR

Le Персона: Марсель Брёйер и его «детища»

Марсель Брёйер — знаменитый отец «Василия», легендарного кресла, которое стало классикой современного дизайна. Но помимо него архитектор создавал «здания мира» и крошечные домики для пары человек. Об этом всём — в нашем материале. Друзья и семья ласково называли его Лайко, но остальные знают его как Марселя Лайоша Брёйера, венгерско-американского архитектора, чья карьера затронула почти все аспекты дизайна. Брёйер создавал практически всё, от небольших предметов быта до самых больших зданий, и делал это с одинаковым впечатляющим масштабом. Будучи всегда новатором, Брёйер не просто стремился испытывать новейшие технологии, он принципиально отказывался от традиционных форм, что часто приводило к поразительным результатам. В школе «Баухауз» Брёйер быстро прошел путь от студента до преподавателя, а затем и до главы собственной фирмы. Внимание к проектированию, структуре объектов позволили Брёйеру «выворачивать изнанку» архитектуры, интерьера и любого предмета наружу. Сам он говорил: «Стру
Оглавление

Марсель Брёйер — знаменитый отец «Василия», легендарного кресла, которое стало классикой современного дизайна. Но помимо него архитектор создавал «здания мира» и крошечные домики для пары человек. Об этом всём — в нашем материале.

Друзья и семья ласково называли его Лайко, но остальные знают его как Марселя Лайоша Брёйера, венгерско-американского архитектора, чья карьера затронула почти все аспекты дизайна. Брёйер создавал практически всё, от небольших предметов быта до самых больших зданий, и делал это с одинаковым впечатляющим масштабом.

Марсель Брёйер в кресле Wassily. 1925.
Марсель Брёйер в кресле Wassily. 1925.

Будучи всегда новатором, Брёйер не просто стремился испытывать новейшие технологии, он принципиально отказывался от традиционных форм, что часто приводило к поразительным результатам. В школе «Баухауз» Брёйер быстро прошел путь от студента до преподавателя, а затем и до главы собственной фирмы. Внимание к проектированию, структуре объектов позволили Брёйеру «выворачивать изнанку» архитектуры, интерьера и любого предмета наружу. Сам он говорил: «Структура — это не просто средство для решения. Это также принцип и страсть».

Кресло Wassily, 1925 год

Первое такое кресло Брёйер создал в 1925 году. Тогда легендарная модель называлась B3. Удивительно лаконичный внешний вид из переплетенных гнутых трубок родился под впечатлением от обычного велосипеда. Архитектору понравилась новая на тот момент технология сгибания стали, и он решил попробовать перенести ее в производство мебели. Так у кресла появилась собственная рама, лишенная углов и швов.

Мебель Марселя Брёйера.
Мебель Марселя Брёйера.

Свое культовое название кресло получило только в середине XX века, когда итальянская марка Gavina наладила серийное производство. Есть легенда, что имя отсылает к Кандинскому и его работам, которые так впечатлили Брёйера. Сам Кандинский в свою очередь это кресло очень любил — Марсель Брёйер даже сделал для него персональную копию.

Маленький стальной дом

«Интересно, что современная мебель продвигается не профессиональными дизайнерами мебели, а архитекторами», — писал в то время Брёйер. Усвоенные принципы дизайна Брёйер хотел перенести в архитектуру. Один из его ранних проектов — сборный стальной дом Kleinmetallhais — в значительной степени опирались на его мебельные эксперименты. Kleinmetallhais со стеновыми, оконными и дверными панелями можно было построить за неслыханные для той поры сроки. Всего три недели — и жилье для небольшой семьи готово. Кажется, что при желании такой дом можно было бы поднять и перенести в другое место, точно так же, как стул.

Проект «Маленького металлического дома» (Kleinmetallhaus), 1925-26.
Проект «Маленького металлического дома» (Kleinmetallhaus), 1925-26.

Штаб-квартира ЮНЕСКО, главное здание, 1953–58

Брёйер всегда оставался именно архитектором. В 1928 году он открывает в Берлине свою мастерскую. Спустя годы, переезды и поиски он получает крупный заказ на создание парижского комплекса ЮНЕСКО в сотрудничестве с Бернардом Зерфусом и Пьером Луиджи Нерви. Конструкция из стали, бетона и стекла прочно удерживает архитектуру в тисках интернационального стиля. Но, как говорил сам Брёйер, «архитектура — это не стиль, это — отношение». Взмах «крыльев» здания указывает на пути, которыми ЮНЕСКО стремится донести культурное понимание до всех, даже отдалённых уголков земного шара.

Здание ЮНЕСКО смело можно назвать «домом мира»: как главный корпус, так и все филиалы открыты для посещения, в них находятся произведения Пикассо, Базена, Миро, Тапиеса и многих других художников, символизирующие мир.

Комплекс ЮНЕСКО в Париже.
Комплекс ЮНЕСКО в Париже.

Интересный факт

В 1968 году Брёйер мог построить самое высокое здание в Нью-Йорке. Однако проект не прошел комиссию по охране городского ландшафта. Увы, этот неслучившийся проект стал для Брёйера последним: критика прочих архитекторов нанесла Брёйеру такой серьезный удар по самолюбию, после которого он уже не оправился. В 1976 году он оставил дела фирмы своим управляющим. Зато без сомнений можно сказать, что Брёйер ушёл на пике.