Найти тему
Илья-да-Катя

Лесные уроки

Ох уж эти майские денёчки! В голове и на улице лето, при чём в голове оно начинается гораздо раньше. Но у нас занятия, мы завершаем курс естествознания. Мне нравится слово «естествознание», даже больше, чем «природоведение», и уж тем более «окружающий мир».

Несколько занятий ранее мы говорили о звёздах и галактиках, потом о строении атома и квантовой физике, о природе света и звука, а потом вновь вернулись на землю. А тут внезапно май! Красотища! Всё цветёт, и деревья цветут! Черёмуха, ива, груша, яблоня, осина отцвела, тополь готовится, рябина, бузина, на очереди берёза, сосна, дуб! А для чего деревья, и вообще растения цветут? Правильно, чтобы получились плоды и семена, чтобы выросли новые деревья.

А есть растения, которые не цветут? Грибы! Но грибы это не растения. Ну тогда нет! Думаете, нет? Будем искать!

Идём – по пути макушки молодых сосен обломаны – лоси прошли. Кора ободрана, смола течёт. А вы знаете, как ещё называют смолу? Живица! А как используют? Верно, для производства различных лекарственных средств. А лет триста назад смола была одним из главных российских экспортных продуктов в Европу. Как думаете, для чего её использовали? – Так же как и сейчас – лекарство! А вот и не совсем! Как смазка? Как топливо? Почти, смолой обрабатывали корпуса кораблей, смолили.

Тут мы естественно все наелись смолы, и молодых сосновых побегов – отличное средство для здоровья зубов, плюс витаминный коктейль.

Смотрите, какой частый лесок, а ведь лет тридцать назад тут было поле, как думаете, что здесь могли выращивать? Что чаще всего выращивают на полях в Тверской области?

- Пшеницу? Это вряд ли, уж скорее рожь для нашего климата подходит больше. А ещё что? Зависли. Овёс и ячмень – на корм животным, а также технические культуры – лён и картофель. Лён часто сажали вместе с горохом, так что гуляя по полю летом, можно было полакомиться. А зачем горох? Горох, как почвоулучшающее, лён много сил из земли вытягивает, а горох восстанавливает.

А как думаете, лет этак через 20 деревьев здесь станет больше или меньше?

- Больше конечно! Вон, раньше их не было теперь вон сколько, а потом ещё больше станет!

Думаете? Посмотрите, с другой стороны лес старше, деревья выше, мощнее, но они дальше друг от друга, и их число меньше. То же самое произойдёт со временем и здесь, деревья будут расти, расширять кроны, а тех, кто не успеет дотянуться к солнышку, не останется.

Здесь меня чуть было не понесло рассказывать про несовершенство методов экстраполяции, но сдержался.

Мы шли в лес за нецветущим растением. Я искал глазами папоротники, но их не было, зато в серой листве заметил чёрный глаз и длинный клюв. Птичка – вальдшнеп! Сидит тихонько, не шевелится, дети мимо проходят. Замахал им руками – смотрите, только тихо! Но, слетела птица, а там четыре яичка. Мы конечно уходим поскорее, надеемся, вернётся.

Найдёте здесь вальдшнепа?
Найдёте здесь вальдшнепа?

На обратном пути говорю – смотрите, сколько молодых сосёнок и указываю на дорогу. Где? Это сосны?! Правда?! А на обочине, их, однолеток, самосевом выросших, полно! Что тут началось! Я хочу сосну! Я тоже! Смотрите, я сосну на ладони держу! А у меня целый лес! А там и берёзки меленькие в два листочка подоспели! Дети обувь сняли, песка насыпали туда, и давай там дендропарк разводить! Зачем? – спрашиваю. Мы дома в горшочки посадим и будем наблюдать, а потом на поле высадим!

Целая роща в одной тапке!
Целая роща в одной тапке!

Тут же на обочине нашли и нецветущее растение – хвощ. Представляете, такие хвощи, только гигантского размера, росли во времена динозавров! Цветущих растений тогда ещё не было, а хвощи размножаются спорами, этакие микроскопические семена. Тронул шишку на вершине этой маленькой «ёлочки» и из неё пошёл желтоватый дымок – вот они споры!

Как-то примерно так, но только всегда по-разному проходят занятия по естествознанию в Любимой школе. Больше узнать о Любимовке вы можете на странице Сообщества в ВК, или на канале в Телеграм.