Найти тему
СБ Про Бизнес

Проблемы функции безопасности бизнеса при бурном развитии Компании

какая функция бизнеса должна быть самой надежной?
какая функция бизнеса должна быть самой надежной?

Естественное движение любого бизнеса или компании в прогрессе, развитии, увеличении прибыльности. Занятию более масштабного места в своей нише. Побеждает в этой гонке та компания, в которой менеджмент действует энергично и разумно. Та компания, которая имеет на это инвестиции и конкурентные преимущества. Как правило, это компании, которые будучи региональными добились успеха в своем регионе и приняли решение о экспансии в другие регионы или по всей федерации.

Какие проблемы ожидают функцию безопасности, при таком развитии?

Остановлюсь на нескольких проблемах:

1. Финансовые проблемы:

При переходе в крупный бизнес необходимы более значительные инвестиции в функцию безопасности. Если раньше в компании в функции безопасности работал один человек, так называемый «начальник службы безопасности», то при масштабировании функции СБ, придется находить специалиста в каждой новой локации. Если раньше один сотрудник показывал, что он «закрывает» все риски, то с каждым новым филиалом эти риски умножаются на два. Бюджет на технические средства охраны и безопасности возрастает. Таким образом, придется нанимать специалиста, отвечающего за все технические средства. Превратить функцию безопасности в централизованную, с одним руководящим центром в головной компании. Как правило, компетенций «начальника службы безопасности» не хватает. Он приглашался и работал для одного функционала, а создать и руководить сложной системой масштабированной структуры функции его знаний не хватит. Таким образом, придется пересматривать окладную часть сотрудников и менеджмента функции безопасности. Это всегда увеличение ФОТ. Профессиональные руководители всегда стоят дорого. Так мы подошли к следующей проблеме.

2. Недостаток квалифицированных сотрудников:

При переходе в крупный бизнес необходимо увеличивать количество сотрудников и привлекать более квалифицированных специалистов. Но эта задача может оказаться трудной из-за ограниченности рынка труда. Если рассмотреть более внимательно эту проблему, то мы увидим, что сотрудники которые еще вчера справлялись со своими обязанностями в одной локации не могут физически охватить несколько локаций. Возникают проблемы в передаче информации, коммуникациях между функциями бизнеса, оценке и реагированию на неизбежно возникающие проблемы. Это касается любой функции в период становления крупного бизнеса. «Палочкой выручалочкой» в таком случае, является создание бизнес-процессов и регламентов. Но, вчерашние сотрудники из малого бизнеса, не имеют опыта в этом нелегком деле. Они никогда до этого не создавали свои бизнес-процессы. Не описывали их. Данный функционал прерогатива специалистов более высокого уровня. В регионах, например, таких специалистов очень мало. Если до развития компании генеральный директор или руководитель определенного процесса находился в одном помещении с исполнителями процесса, и мог сразу подсказать, как делать надо или не надо и ценность оперативности передачи полезных сведений до исполнителя была конкурентным преимуществом Компании, то при масштабировании или увеличении объемов, он лишен такой возможности. Значит, конкурентного преимущества уже не будет. При масштабном и удаленном бизнесе таких специалистов держать в каждом помещении очень дорогое удовольствие. А работать дистанционно и читать мысли исполнителя, а также контролировать сквозь расстояния и время невозможно. В функции безопасности эта проблема ощущается еще острей. Дело в том, что многие представители силового блока полагают, что в бизнесе, также как и в государственном аппарате, вся работа функции безопасности бизнеса состоит в поиске и задержании преступника который совершает преступления работая в компании. В реальном и крупном бизнесе такой подход является скорее исключением. Очень невыгодно и затратно держать сотрудников и платить им заработную плату только за то, что они в нужный момент, дождавшись совершения преступления кем-то подключат свои знакомства. Преступления совершаются очень редко, а ФОТ тратится ежемесячно. Переключение стратегического понимания на работу с рисками и операционными процессами в бизнесе, а так же на прогнозно-аналитический метод работы требует отдельного подхода. Например, приглашенного специалиста в этой отрасли для проведения обучения. Или найм профессионала с подтвержденным бэкграундом в формировании стратегии функции безопасности. Это всегда дорогое удовольствие, но затраты оправданы. Таким образом, мы подошли к следующей проблеме при переходе бизнеса из одной категории в другую. Эта проблема – менталитет.

3. Менталитет мышления.

Как правило, в небольших компаниях, при росте бизнеса, сотрудники не понимают возрастания нагрузки на каждого специалиста. Если раньше свои обязанности каждый выполнял в полном объеме, то теперь нагрузка непонятным для него образом увеличивается. Оклад и заработная плата остается прежней, а работы становится больше не по прихоти менеджмента, это объективная реальность. Бизнес, не имея правильной стратегии на развитие, без понимания бюджета получает «кассовый разрыв» в ранее сформированных бюджетных кампаниях. Происходит это по простой причине. Специалистов по развитию бизнеса в штате Компании нет. Каждый акционер, вполне понятно пытается сэкономить на таких специалистах и полагает, что если ему по силам было создать свой бизнес, то масштабировать и подавно. Команда вчерашних специалистов начинает сталкиваться с новыми вопросами, на которые у них нет ответа. В какой-то момент логика побеждает, и в компанию начинают приглашать специалистов более высокого уровня, с соответствующим опытом. Но желание тратить деньги вполне естественно ограничивается бюджетом и внутренним состоянием акционера/собственника. Рядовой менеджмент и линейный персонал не понимают, почему вдруг приглашается новый руководитель, который получает в разы больше, но, по их мнению, занимается полной ерундой. «Сидит в кабинете в своем компьютере» - прямая речь от участников диалога. Линейный персонал и старая команда, не могут адекватно оценить масштабы работы функции. У них нет опыта масштабной работы. Они идут эволюционным путем, а как показывает практика, эволюционный путь – долгий. Таким образом, в полной мере проявляется эффект Даннинга – Крюгера. Иногда доходит до прямого саботажа выполнения указаний таких руководителей. Начинают создаваться временные союзы «дружбы против этих понаехавших». Учитывая, что как правило, круг общения акционера или собственников бизнеса пересекается с бывшей командой, с которой бизнес создавался, то вокруг «приезжих» начинает формироваться негативный фон. В ход идут слухи, выдуманные факты, всевозможные «подставы». Искаженная информация доходит до лиц принимающих решения и как итог, смена приглашенного профессионала. Таким образом, команда, которая призвана увеличить эффективность бизнеса в переходный период, меняется на другую. Все программы развития объявляются ложными и вся процедура повторяется. Многие компании так и находятся в этой стадии десятилетиями. Основной бизнес дает подпитку на эти процедуры, но компания остается на прежнем уровне, так и не совершив прорыва и перехода.

Функция безопасности бизнеса, не исключение. Более того, иногда пользуясь близостью к акционеру, функция СБ является инициатором травли «дорогих» специалистов. Если же в функции безопасности изменен подход в работе с «постфактум», на «пробизнес» и у руководителя функции безопасности есть понимание стратегии развития компании, то эта функция может выступать защитником более прогрессивных моделей предлагаемых «приезжими» профессионалами. Так мы переходим к следующей проблеме – стратегии Компании.

4. Проблемы с изменением бизнес-модели:

Переход в крупный бизнес может потребовать изменения бизнес-модели компании и пересмотра текущих стратегий. Функция безопасности компании это вспомогательная функция бизнеса. Если в компании принята стратегия развития, то функция безопасности может и должна предложить поддерживающую стратегию развития и работы функции СБ. Все вышеперечисленные проблемы и те которых я не коснулся, поддаются логике. Они могут быть отражены в стратегии функции на определенный временной промежуток. Методы закрытия этих рисков вполне обычны и понятны. Затратная часть, поддается оцифровке. Основная проблема в понимании – куда движется Компания, и чем функция безопасности может помочь. Эта проблема решается тем, что при разработке стратегии Компании руководитель функции СБ принимает непосредственное участие в создании стратегии. Не занимает отрешенное положение в бизнес сообществе, а участвует в разработке. Необходимо «быть в теме», давать рекомендации и понимать возможность выполнения всех пунктов. Это сложно. Без определенного менталитета, культуры и образования – практически невозможно.

Рассмотренные проблемы, не являются полным перечнем тех проблем, что ожидают Компанию при изменении статуса. Они лишь те, которые на мой взгляд являются одними из самых сложных. В своей статье я не предлагаю методы решения этих проблем, по одной простой причине – это прерогатива тех проектных команд, которые должны создаваться для переходного периода. Об этих проблемах достаточно, просто знать в начале пути, что позволит их избежать. Так же, на мой взгляд, функция безопасности Компании может оказать серьезную поддержку в преодолении переходного периода.

Спасибо подписчикам, за идею к написанию этой статьи!

#безопасностьбизнеса #корпоративнаябезопасность #sbprobiz #ICSA