Найти тему

The Byrds "Fifth Dimension"

"Fifth Dimension" The Byrds 1966
"Fifth Dimension" The Byrds 1966

Пятое измерение? Они это серьезно? Новый музыкальный прорыв или рывок? Да, нет- вполне традиционная рок-музыка. И музыка неплохая ,кто бы спорил!

Это третий студийный альбом группы, и он был записан, когда из группы свалил их главный композитор Джин Кларк. Остальные ребята-гитаристы почувствовали запах жареного и резко активизировали свои внутренние музыкальные ресурсы, выдав сразу целую гору добротного материала, правда каверы никуда не делись, их на альбоме четыре штуки. В целом, критики отмечали наметившийся отход от дилановского влияния, и почему-то считают именно эту работу группы наиболее экспериментальной.

Как по мне, особой экспериментальности и виртуозности я не заметил, но где то читал, что в студии у ребят висел портрет самого Джона Колтрейна, это, конечно, правильное влияние, и то что я этого не усматриваю в их музыке- исключительно мой косяк. В целом, в музыке все же наметился крен от фолк-рока в психоделию.

Первая композиция "5D (Fifth Dimension)" вполне традиционна, и так, или иначе- в ней есть что-то дилановское. Штука написана гитаристом группешника Джимом Макгуинном, в плане лирики там что-то глубокое, теория относительности, высшие силы, метафизика. Но, недалекие поклонники не усмотрели этого, признав песню гимном ЛСД, что крайне обидело ретивого сонграйтера.

Следующая "Wild Mountain Thyme" это какая то народная песня, кажется ирландская или шотландская, что то про дикий тимьян, он же чабрец. И это, конечно же, фолк, от которого музыканты никак не могут опомниться! Да и надо ли, если их вариант так хорош? Оригинал я не слышал, да и где он теперь, затерялся где то в глубине веков....

"Mr. Spaceman" снова вещица, написанная Макгуинном, и она уже излагает нам проблемы научно-фантастического плана, что-то о существовании внеземной жизни и инопланетного разума. В музыкальном отношении тут явно чувствуется кантри, а мне этот стиль совершенно отвратителен, поэтому слишком теплых слов о песне я не скажу, не дождетесь!

"I See You" - и тут я вспомнил про "Yes", от которых и услышал впервые эту забавную песню. Кто же действительный автор этой композиции, я так и не понял:( В целом, у героев статьи она получилась более быстрой и тяжелой, чем у самых известных прог-рокеров.

Eight Miles High а вот эта ударная композиция написана всеми тремя участниками коллектива, и это уже рага-рок, здесь используется ситар в таком ключе ,в каком его никогда не использовали битлы, которые взяв влияние Рави Шанкара, звучание ситара в своих композициях делали более спокойным и сентиментальным. У “The Byrds” получилось более напористо и агрессивно. Песня была запрещена на радио США вскоре после ее выпуска после обвинений, опубликованных в журнале по радиовещанию Gavin Report , относительно предполагаемых коннотаций наркотиков в ее текстах . В то время группа категорически отрицала эти обвинения, но позже и Кларк, и Кросби признали, что песня была, по крайней мере, частично вдохновлена их собственным употреблением наркотиков.

Hey Joe (Where You Gonna Go) кто только не исполнял эту песню, от Хендрикса до Кейва, вариант “The Byrds” получился традиционным, он никуда не ушел ни от фолка, ни от ритм-энд-блюза, твердый середняк.

Captain Soul это мой фаворит на альбоме, и это инструментал, да! Это уже почти фанк, тяжелый грув и мощные басовые бицухи прут из всех щелей, губная гармоника подчеркивает драйв, хотя и снова отсылает к Дилану, не к ночи он будь упомянут.

2-4-2 Fox Trot (The Lear Jet Song) Что это было вообще? Очень странная композиция, вероятно, какая то психоделическая реприза.

I Know My Rider (I Know You Rider) Хорошая интерпретация классического блюзового номера, но этот номер включен только в расширенную версию альбома, в качестве бонус-трека.

В целом, альбом не обязателен к ознакомлению, но желателен, особенно тем ,кто хочет разобраться откуда растут ноги у американской психоделической рок-музыки и психоделического фолка.

Как всегда, информация для ознакомления:

THE BYRDS / FIFTH DIMENSION (1966)

Лэйбл Columbia

Продюсер Jim Dickson, Allen Stanton

Арт-директор He обозначен

Страна США
Продолжительность 29:25

Любопытным моментом карьеры «The Byrds» является тот факт, что в момент убывания их популярности и роста межличностных конфликтов они создали свой лучший альбом «Fifth Dimension» («Пятое измерение").

Тяготы гастрольного тура и должность главного автора песен группы доконали Джина Кларка, который покинул группу в начале 1966 года. Дэвид Кросби и Роджер Макгуинн, вынужденные прибегнуть к собственному мастерству в написании песен начали обретать собственные голоса.

Увлечение Макгуинна всем, так или иначе связанным с космосом и научной фантастикой, сказалось на заглавном треке и эксцентричной композиции в стиле кантри «Mr. Spaceman». Протохипповой созерцательности Кросби в «What's Happening?!?!» отвечает язвительное соло 12-струнной гитары Макгуинна. Гитара Макгуинна зажигает в джаз-рага-роковом потрясающем треке «I See You» и еще более лихо в экстраординарном «Eight Miles High». Написанная в соавторстве с ушедшим Кларком, песня представляет собой импрессионистское, психоделическое описание культурного шока, который пережила группа во время их злополучного тура по Великобритании в 1965 году. Строгая диета из Рави Шанкара и Джона Колтрейна в гастрольном автобусе вдохновили Макгуинна на написание соло произвольных форм, базирующихся на грохочущем басе Хиллмана и первоклассной игре на барабанах Кларка. Увы, слово «high» в заглавии привело к запрещению трека в США и сокращению продаж. С этого момента началось постепенное исчезновение «The Byrds» из чартов.

Помимо этого, группа отдала дань уважения своим фолковым корням и, что нехарактерно для нее, ритм-энд-блюзу. Все вместе вылилось в неровный альбом, не без откровенно проходных песен. Но постойте! Альбомом «Fifth Dimension»«The Byrds» охватили рок-н-ролл, фолк, джаз, рага-рок и кантри - и самое лучшее у них было еще впереди.