Найти тему

Таинственная связь между языком и сознанием. Как слово «Я» будит внутренний диалог в раннем детстве

Оглавление

Эволюция создала наш с вами язык в первую очередь для того, чтобы мы на нём думали, но как ей это удалось. Что говорит наука

Многие люди думают, что мы используем речь и язык только для общения, передачи и хранения информации, выражения эмоций. Но мы не только говорим с другими на родном языке, мы на нём думаем, мысленно рассуждаем сами с собой. Мало, кто понимает настоящую цель и ценность внутреннего диалога. Как будто думать словами всего лишь «побочка» развития речи.  Такая привычка. Вроде мы так привыкаем болтать между собой, что и наедине продолжаем это делать по инерции. Даже если в этом нет особого смысла.

Оказывается наоборот, эволюция создала наш с вами язык в первую очередь для того, чтобы мы на нём думали. Я объясню, почему это именно так и расскажу, в каком возрасте вы обрели своё «Я» и бесконечный разговор с ним. Устраивайтесь удобнее. Это рассказ о каждом из вас.

изображение с сайта https://beolin.club/17820-jabloko-risunok.html
изображение с сайта https://beolin.club/17820-jabloko-risunok.html

Я должна напомнить, как проходят основные этапы речевого развития человека, иначе не получится подвести вас к тому моменту в вашей жизни, когда вы впервые назвали себя «Я».

Человек рождается с сильно незрелым головным мозгом. Например, жеребёнок встает на ноги через час после рождения, а ребёнок научится вставать у опоры только к 7-8-му месяцу жизни. Незрелость мозга касается не только контроля за мышечными движениями, но также слуха и зрения. Наименее развита у новорожденного кора больших полушарий, которая отвечает, в том числе, за осознанное поведение и речь.

Первый месяц жизни ребёнок вздрагивает от громких звуков, но не обращает внимания на спокойную речь окружающих взрослых, потому что его слух снижен. Он много спит, но часто просыпается, сообщая криком о голоде или дискомфорте, слабо фокусирует взгляд на предметах. Постепенно от месяца к месяцу время бодрствования увеличивается и во время него ребёнок становится всё более активным и любопытным.

Надо отметить, что все нейроны головного мозга формируются внутриутробно, но после рождения происходит увеличение размера имеющихся нейронов и формирование огромного числа синапсов. Синапсы - это связи между нейронами. В среднем каждый нейрон в головном мозге взрослого человека имеет по 5 тысяч связей с другими нейронами. Поступающую в мозг информацию анализируют не отдельные нейроны, а нейронные сети, соединяющие разные части головного мозга.

Каждый день мозг ребёнка получает огромное количество стимулов для развития. Ребёнок слышит голоса и другие звуки, рассматривает близких и мир вокруг себя, чувствует запахи, осязает предметы, испытывает дискомфорт и облегчение, голод и насыщение.  «Ты хочешь кушать?», - спрашивает мама, когда ребёнок плачет. «У тебя наверное болит животик?», – предполагает она, когда он отказывается есть и не может уснуть. Сначала ребёнок распознает только интонации в речи взрослых, потом постепенно мозг обучается выделять отдельные звуки и позже слова. В 1,5-2 месяца у ребёнка появляется «гуление» (протяжные певучие звуки, чаще гласные), которое сменяется к 6-8-му месяцу жизни лепетом( многократное повторение слогов). Ближе к году в речи ребёнка появляется звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу) и первые простые слова (мама, папа, дядя и т.п.).

Чтобы помочь ребёнку освоить язык, взрослые помогают ему разными приёмами. «Смотри, вот это мишка. А это мячик» – так мама обращает внимание ребёнка на отдельные предметы. И мозг учится связывать их со словами. “Где же мячик?” - спрашивает мама и ребёнок находит его сначала только глазами, позже начинает показывать пальцем. Ребёнок обнаруживает, что существуют похожие вещи и их называют одним и тем же словом. Например, мячик есть не только у него, но и у другого мальчика или девочки во дворе. Мячики могут отличаться по цвету и размеру, но у всех мячиков есть что-то общее, именно поэтому это мячики, а не машинки. С задачей распознавания и классификации может справится не только человеческий мозг. Например, если собаку научить приносить по команде палку, то она сможет выполнять эту команду с любой палкой, а не только одной конкретной.

И вот казалось бы набирай словарный запас, запоминай названия предметов (дом, лестница, солнце, велосипед) и действий (кушать, гулять, смеяться, плакать), ну хорошо, ещё и признаков предметов ( хороший, красивый, огромный, смешной) и так и научишься говорить по-человечески. Но есть одно НО!

Словарный запас ребёнка растёт с каждым месяцем, но не меньше года (!) с момента появления первых слов мозг не понимает, зачем употреблять местоимения и избегает их. А в чём дело и что с ними не так? Почему бы не назвать себя «Я», подражая всем остальным? Удивительную, нетривиальную роль местоимений, отвечающих за появление самосознания и абстрактного мышления человека как в филогенезе так и в онтогенезе, отметил и разобрал в своих научных работах д.ф.н., философ и антрополог Мозжилин С.И.

Местоимения – это последние слова, о которых мы вспоминаем, когда речь заходит о языке. Кажется, главную роль в речи играют существительные и глаголы, ведь они обозначают предметы и действия, а что ещё надо, чтобы говорить? Но «последние» когда-то были первыми словами в человеческом языке и у них была и есть скрытая миссия.

Прежде чем назвать себя «Я» ребёнок довольно долго говорит о себе в третьем лице и называет себя по имени или другим принятым в семье ласковым словом.   “Ваня хочет гулять” или “малыш хочет кушать”. На самом деле ребёнок ещё не умеет говорить слова целиком в этом возрасте и приведенные примеры звучат несколько иначе на «детском» языке. Получается он манипулирует собой в речи как одним из объектов окружающего мира.

Ребёнок откликается на своё имя с 4-6 месяцев, после года может назвать его, но что-то долго сдерживает его называть себя «Я».

К двум годам ребёнок может соотносить между собой предметы, чувства, действия, признаки предметов и слова, которые их обозначают, связывать между собой 2-3 слова в короткие предложения. Такого уровня освоения человеческого языка могут достигать некоторые виды животных, например шимпанзе, это было убедительно показано в экспериментах с ними. Гортань шимпанзе не подходит для членораздельной речи, поэтому обезьян учили человеческому языку жестов амслен, но это не меняет сути полученных результатов. Шимпанзе способны соотносить жест и какой-либо предмет или действие и даже комбинировать выученные жесты между собой. Языковое развитие шимпанзе останавливается на уровне развития ребёнка 2-3 лет, мозг шимпанзе не имеет необходимых нейроструктур для дальнейшего освоения человеческого языка, но именно дальше и начинается самое интересное в развитии ребёнка, что по сути и делает его человеком.

Используя образно-наглядное мышление разум ребёнка к 2-3 годам хорошо научился ставить в соответствие каждому слову некоторый обобщенный образ-воспоминание. «Будешь яблоко?» – спрашивает мама и ребёнок, понимает о чём речь, он запомнил как выглядит яблоко и какое оно на вкус.

Но есть слово «Я» в нашем языке и с ним очевидно есть некоторые трудности. Слово «Я» такое короткое во всех языках, в английском - I, в немецком - Ich, во французском - Je. Оно очень простое по звучанию, но тем не менее ребёнок начинает употреблять его, когда уже говорит пару сотен других более длинных и трудно произносимых слов. Это особенность речевого развития всех детей. В чём причина такого длительного пути к своему «Я»?

Как мозг понимает что же такое «Я»? Какой образ из реального мира следует сопоставить в соответствие этому слову? Словом «Я» называет себя и мама и папа и бабушка и братик и сестрёнка и игрушечный мишка, когда за него говорит мама и даже каша, которую ребёнок не хочет есть, а мама за неё просит: “Съешь меня, я вкусная”.  Что общего между всеми этими объектами, что любой из них может назвать себя «Я»? В других же случаях мы называем эти же объекты словами «Ты», «Вы», «Мы», «Он», «Она», «Они». Это запутывает мозг ещё больше.

Очевидно, что те нейронные связи, которые отвечают за образно-наглядное мышление и помогают связать слово и соответствующий образ-воспоминание не могут выполнить эту сложную задачу - употребление местоимений. В противном случае и шимпанзе можно было бы научить пользоваться местоимениями. Особенность местоимений в том, что за ними не получается закрепить в памяти наглядный образ. Какой образ рисуется в вашей голове, когда вы слышите слово «Он»? Слово «Он» ассоциируется с неизвестным мужчиной, но если я скажу «он такой нудный и долгий», то речь скорее не про человека, а про день или фильм.

Попробую другими словами объяснить эту важную идею. Все кошки мяукают, имеют усы, лапы и хвост и поэтому для них у нас в голове формируется обобщенный образ и мы называем этот образ «кошка». Мозг человека развивается изначально как мозг других высокоразвитых животных: появляется умение обозначать звуками то, что имеет в себе наглядное общее. Наблюдения за жизнью шимпанзе показали, что эти человекообразные обезьяны одним звуком обозначают присутствие орла в небе, вторым - льва в кустах, третьим - ещё что-то и так далее. Это общее, что обозначено одним и тем же набором звуков, легко распознается благодаря зрению, слуху, осязаю, обонянию, то есть сенсорно.

А что общего между котом, пылесосом и днём, что мы их решили называть одним словом “Он”?! Мозг долго и упорно ищет это общее во всём, что мы называем словом «Он» или «Она» и наконец делает удивительный вывод, что раз это общее нельзя явно увидеть или как-то иначе определить с помощью органов чувств, значит это общее неявное, неизвестное, потому что найти что-то явное и известное у всех явлений и предметов, которые можно обозначить одним и тем же местоимением невозможно.

Мозг совершает революцию в своём понимании мира. Есть явное и неявное, известное и неизвестное.

Думаете, это тривиальное открытие? Животные не способны выйти за рамки того, что они воспринимают своими органами чувств и предположить, что есть что-то сверх этого и обозначить это словом. Собственно у животных слов и языка по этой причине нет. У них есть система звуковых сигналов, которые обозначают то, с чем они имеют дело в опыте. С этой точки зрения ребёнок начинает говорить как человек в тот момент, когда он начинает употреблять местоимения, когда его мозг совершил скачок и вышел за рамки животного мышления. И вот тут не мешало бы порадоваться за него, но я ни разу не слышала, чтобы какая-то мама хвалилась достижением своего малыша таким образом: «Мой ребёнок начал называть себя «Я»! Он обрёл себя!». Как правило восторг вызывают только первые слова в речи ребёнка. Это происходит от недопонимания процесса языкового развития и важности всех его этапов. С момента, когда в речи ребёнка появляются местоимения, а происходит это скачком, они появляются все сразу, у ребёнка качественно меняется обработка языка мозгом. На самом деле не только местоимения становятся такими символами, которыми можно заменить любое имя существительное, но и любое имя существительное становится символом, которое может в зависимости от ситуации менять своё значение и этих значений в потенциале бесконечно много. Яблоком можно назвать не только плод с яблони, но и компанию по производству компьютеров, политическую партию, свою кошку, кофейню, да что угодно... Я остановлюсь на этом моменте и прекращу объяснять механизм символизации в языке, он сложный и о нём нужно писать отдельно.

Вернёмся к слову «Я». Неслучайно это самое особенное слово для вас. Давайте чуть подробнее разберем, как мозг учится понимать значение главного слова в своей жизни.

Для того чтобы ребёнок осознал своё «Я», с ним нужно много говорить с рождения. Если ребёнок как Маугли попадёт к животным и несколько первых лет жизни проведет с ними, то вернувшись к людям, он научится использовать только отдельные слова и их сочетания. Но он не будет называть себя «Я», полного осознания себя у него никогда не появится, потому что нужные нейроструктуры формируются в головном мозге только в языковой среде и только в определенный период жизни. Также стоит отметить, что если ребёнок слышит много фоновой речи: телевизор, аудиосказки, чужие разговоры, но непосредственно обращенной к нему речи - мало, то у такого ребенка будет задержка психо-речевого развития.

Чтобы к трём годам ребенок начал уверенно называть себя «Я»  и его мозг понял зачем это делать, должны выполниться три условия: ребенок живёт в языковой среде, с ним часто кто-то из взрослых поддерживает диалог,  у него не должно быть  серьезных патологий мозга, которые не дают сформироваться нужным нейроструктурам к определенному возрасту.

Я делаю упор на общение с другими людьми, на диалоги и вот почему. Часто мамы интуитивно с маленькими детьми до определенного возраста говорят о себе в третьем лице, чтобы детям было понятнее. Рассмотрим, например, такую бытовую ситуацию. Женщина моет посуду, а ребёнок решил открыть детский творожок в пластиковом стаканчике, который стоит на столе.

-Подожди! Мама сейчас вытрет руки и поможет своему малышу! – говорит мама, понимая, что ребёнок сам не справится. Но ребёнок не слушается, сдирает крышку, но неловко, стаканчик выскакивает у него из рук, творожок проливается на стол.

-Я же тебе говорила! – не в силах сдержать досаду, вскрикивает мама.

Что при этом произошло с точки зрения речевого оформления взаимоотношений? В момент, когда мозг взрослого хочет усилить или подчеркнуть свою позицию, он автоматически переходит на Я-конструкцию. «Я же тебе говорила!». «Я» означает внутреннюю силу, внутреннее право и намерение действовать. Это связано с тем, как слово «Я» появилось в процессе исторического развития человечества. Вы можете почитать об этом в моей статье «Тайна происхождения человека. С кем это мы непрерывно говорим внутри себя. Знакомьтесь: ваше «Я» из глубины тысячелетий. Изначально в языке появляется «групповое я» (я и мы одновременно), которое также связано с одним из имен духа-покровителя группы. То есть слово «Я» всегда служило и служит для обозначения, усиления и защиты своей позиции в социуме.

И вот однажды ребёнок вдруг начинает кричать по любому поводу «Я сам!». Это ещё называется кризисом трех лет. Его мозг понял, что для того чтобы заявить о своих правах, о своём намерении действовать в человеческом обществе надо произнести «Я». «Я» - это невидимая сила внутри людей, приблизительно так интерпретирует мозг значение этого слова.

Ребенок начинает ощущать в себе «Я» как невидимое действующее лицо. Как я написала выше мозг в какой-то момент приходит к озарению, что все местоимения обозначают что-то неявное неизвестное общее, что есть в каждом объекте, который можно заменить этим местоимением. Поскольку местоимение «Я» всё-таки больше всего ассоциируется с окружающими взрослыми, а не с колобком в сказке или кашей в тарелке, для мозга местоимение «Я» обозначает не просто что-то неизвестное, а всё-таки кого-то неизвестного.

Примерно с этого возраста ребёнок себя помнит. Совпадение? Нет. У детей вообще забавно. Примерно до трех лет, они помнят всё что с ними было в год, в два года, куда ходили, кого видели, всякие подробности, а потом вот то что было до появления в их речи слова «Я» постепенно стирается за исключением каких-то ярких событий и эмоциональных потрясений. Появляется «Я» и в память всё записывается как с чистого листа. С этого момента все эмоции, все события, все наши поступки привязываются к нашему «Я».

Но с другой стороны, «Я», по-прежнему, есть у всех, ежедневное общение убеждает ребёнка в этом. Все называют себя «Я», а демонстрируют разное поведение, разные эмоции, разные привычки и желания. Так что же такое «Я»? Это всё твоё индивидуальное или это что-то общее, что есть у всех? Именно поэтому психологи говорят о расщеплении нашего «Я» на эго-состояния. В разных психологических теориях эти эго-состояния называются по-разному, но сам факт их существования не оспаривается. Часть нашего «Я» связана с нашим индивидуальным опытом и переживаниями, часть - это осмысление коллективного опыта, который мы воспринимаем через язык, религию, культуру и конечно общение.

В тот момент, когда ребёнок начинает называть себя «Я», у него появляется личность. Прошу не путать «личность» и «индивидуальность». Мы индивидуальны с рождения, личностью человек становится только в обществе и только благодаря развитию в языковой среде.

Наше «Я» это ощущение в себе невидимого лица, которое думает, оценивает, принимает решения. Самое интересное, что мозг не может вычислить, что же это за неизвестное лицо. Язык и речь буквально формируют феномен веры в то, что у каждого из нас есть «Я». Желание понять, кто такой этот «Я» заставляет нас обращаться к нему внутренне снова и снова, наполнять это «Я» всё новым и новым осмыслением, но оно никогда не будет окончательным. Гениально придумано? Этот диалог невозможно прекратить, познать что такое наше «Я» или кто такой «Я» рационально не получится. Рационально можно придти к выводу, что «Я» это иллюзия, которую создаёт мозг. Но мозг в неё верит и разрушить эту веру, означает сломать психику. А как так получилось, что самое важное в жизни каждого человека построено на феномене веры? А может так быть, что природа в ходе эволюции заложила в нас ложную веру? Я имею в виду, что никакого «Я» нет, за этим словом ничего не стоит, но при этом «Я» способно подчинять себе биологическую природу человеку. О том, как «Я» становится цензором и контролёром нашего поведения, как оно может ограничивать или сдерживать инстинкты, которые формировались миллионы лет, стоит написать отдельно.

Люди пока не знают, как этот феномен веры реализован на уровне нейрофизиологии головного мозга.

Когда человек впервые в сказках или мифах или даже обычных житейских разговорах встречается со словом «душа», то он интуитивно понимает, что это. Ну а как иначе? Его мозг уже сделал открытие, что во всем в этом мире есть неизвестное общее, поэтому идея существования души кажется ему родной. К этому открытию нас подтолкнул язык с его местоимениями и их ролью в речи и взаимоотношениях людей.

Вопрос к вам: как думаете можно ли реализовать феномен веры в бинарной логике машин, так чтобы у Искусственного интеллекта появилось самосознание?

Поставьте 👍, если нашли для себя полезные мысли или просто согласны с написанным.