Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:16)
«Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе», – говорил Козьма Прутков. Книги, фильмы, новостные ленты, соцсети, телевидение – все это поглощается человеком в большей или в меньшей степени и постепенно «начиняет» его сердце, ум и душу. И вот спустя пару лет такой жизни он уже превращаемся в совершенно другого человека. Теперь «белое» вполне может быть «серым», а «черное» – с белыми вкраплениями. Кто-то может сказать: «Что за вздор? Я сам решаю, какие книги читать, какие фильмы смотреть и полностью контролирую процесс формирования или переформатирования своей личности!». Но так ли это на самом деле?
Нам кажется, что мы живем вполне добропорядочной жизнью, зла не творим, следим за современной повесткой и сами решаем, какая информация формирует наше мировоззрение, образ жизни, духовность. Что плохого, если человек после напряженного рабочего дня смотрит 3-й сезон любимого сериала, пролистывает веселые видео в тик-ток, всматривается в фотографии знакомых и незнакомых людей в соцсетях, включает телевизор, чтобы «просто говорил» или читает новости, чтобы быть в курсе событий? Да, может быть, и ничего, только вот греховные помыслы почти всегда рождаются от зрительных, слуховых и других чувственных образов.
Греховные желания и мысли не являются частью человеческой души, они входят извне и могут быть как приняты, так и отвергнуты нами, ведь на то человеку и дана свободная воля. И если вспомнить, что Бог зла не сотворил, а первым кто начал в мире творить зло был сатана, то все становится на свои места. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8), – говорит апостол и евангелист Иоанн. В крещении мы отрекается от дел сатаны, то есть от дел греха, но потом сознательно или бессознательно выбираем то, что сеет в нас соблазн и грех постепенно становится частью нас самих.
Это подтверждается в том числе и наукой. «Мы смотрим глазами, а видим мозгом. Мы слушаем ушами, а слышим мозгом. Мы обоняем носом, а представление о запахах происходит в мозгу. Последнее слово за мозгом», – утверждает ученый, нейролингвист, доктор наук Татьяна Черниговская. И действительно, мы посмотрели фильм с пошлым подтекстом, послушали музыку с легким налетом мата, почитали книгу сомнительного толка и не заметили, как мозг все это принял, подсознание усвоило, а душа получила еле заметные дефекты. И вот уже шутки «ниже пояса» – норма вещей, выражаться крепким словцом – модно, зарабатывать мало – стыдно, отрицательные герои – герои, теория стакана воды – вчерашний день в мире ЛГБТ-повестки, флер безразличия и уныния на лице – привычный образ, а культ гедонизма – естественное состояние жизни нормальных людей.
В психологии это явление называется «окном Овертона»: то, что когда-то было немыслимо, сегодня – разумная норма. Так, через различные источники информации человеку мягко и постепенно насаждается терпимость к невообразимому. Например, в начале ХХ века за мужеложство официально сажали в тюрьму и назначали медикаментозное лечение, а теперь это «люди, которые не выбирали свою природу». Еще несколько лет назад случаи педофилии холодили в жилах кровь, а теперь согласно ВОЗ, педофилия не относится к числу заболеваний, классифицируемых как психическое расстройство. Двадцать лет назад было невозможно представить, что 7-летний мальчик будет мнить себя девочкой и требовать от родителей оплатить ему операцию по смене пола. А дальше-то что? Каннибализм норма? Убийство естественно? Или и это уже насаждается?
Кто-то скажет, что невозможно полностью удалить от себя всю поступающую информацию, и будет прав. Ведь проблема заключается не столько в информации, сколько в критическом отношении к ней. Мы вольны не смотреть и не читать то, что считаем греховным, пагубным и неполезным даже на 0,001%. Это наш выбор провести этот вечер за просмотром «Уэнздей» или за чтением трудов Тихона Задонского, покурить кальян, медленно потягивая спиртное, или почитать Жития святых. И тут вспоминается преподобный Серафим Саровский, который в годы войны с Наполеоном ушел в затвор и молился в лесу, а в 1825 году, когда декабристы вышли на Сенатскую площадь, оставил затвор, чтобы учить людей. Нет паники, нет беготни за новостями, есть молитва и святость. Да, мы не святые, но выбор всегда остается за человеком, даже в самых сложных обстоятельствах.
Очень важно понять, что все увиденное, прочитанное и услышанное когда-либо оставляет в нашей душе отпечаток. Если мы насаждаем в свой ум, сердце и душу мусор, то в какой-то момент там получится свалка. Это не значит, что уже сегодня каждый христианин должен уйти в затвор и отречься от этого мира, но каждый христианин волен наполнять себя душеполезной пищей, ведь как сказал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12).
Автор: Виктория Колтыга
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ
Другие наши статьи смотрите по ссылке: https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti