Найти в Дзене
The Music That Rocks

Экспериментальная экзекуция. Rick Springfield 'Shock/Denial/Anger/Acceptance' (2004)

Как Рик Спрингфилд совместил музыкальное с психологическим

Трудно сказать, чем был обусловлен выпуск в 2004 году Риком Спрингфилдом своего студийника «Шок/Отрицание/Гнев/Принятие». Не в плане времени выхода, напротив, пора было уже что-то явить миру после пятилетнего перерыва с 1999 года, когда вышел лёгкий и добротный Karma (до которого, впрочем, был перерыв и побольше). Обозначенный вопрос вызывает подход, выбранный автором к записи, исполнению и в целом к наполнению альбома. Очевидно, что имел место своеобразный эксперимент в виде отхода от привычного звучания (поп-рок) к более тяжёлому (в целом, альтернативный рок, иногда даже с «металлическими» элементами), от образа романтического рок-героя к агрессивно-брутальному реалисту, ранее испытавшему утрату и разочарование в отношениях (название и темы, поднимаемые на альбоме, а также некоторая скромная подоплёка, которую можно почерпнуть из интервью артиста). Последнее находит своё отражение в скрежещущих по живому вокальных партиях. Кроме того, при прослушивании пластинки возникает устойчивое предположение о попытке, что называется, «попасть в струю актуальности», т.е. угодить модным веянием конкретного периода (середина 2000-х как раз характеризуется взлётом популярности пост-гранжа и альтернативного рока). Сказались ли эти, условно говоря, не совсем творческие амбиции (по крайней мере, не в чистом их виде) на качестве вышедшего творения? Попробуем разобраться.

-2

На первый взгляд, альбом не представляет собой единое целое: треки не связаны мелодически, их расположение носит практически произвольный характер (порой при прослушивании нужно совершать определённое усилие, чтобы перестроиться под резко изменившееся настроение одной композиции по сравнению с предыдущей), отсутствуют и какие-либо тематические рамки. Вместе с тем, в качестве объединяющего момента здесь выступает именно подход к записи и звучание. Недурственная, но местами как бы принуждённо-расчётливо вставленная в песню, гитарная составляющая, прилизанный и чёткий звук с опять же словно приклеенными для «оживления» композиций сырыми шорохами и скрежетаниями, агрессивная подача, надрывный вокал – всё это присутствует в большинстве песен. Что до последних, то тут можно найти пищу для размышлений самого различного рода.

Стандартные номера альбома, созданные по обозначенным выше лекалам альтернативного рока и пост-гранжа (Perfect, I'll Make You Happy, God Gave You to Everyone, Idontwantanythingfromyou, Jesus Saves, Wasted, Every Night I Wake Up Screaming), местами, а некоторые треки даже целиком, напоминают творчество таких исполнителей, как Three Days Grace, Breaking Benjamin, а также Foo Fighters (которых мы сознательно отделяем от двух перечисленных), с той лишь разницей, что ничего нового к их музыкальным исследованиям не добавляют, а, скорее, эксплуатируют те же приёмы и наработки. Некоторая оригинальность, правда, присутствует. Так, например, в Idontwantanythingfromyou интересны оркестровые вставки, из-за которых возникает хоть какое-то любопытство при прослушивании. В то же время, в Jesus Saves оркестровость усилена, на ней по сути построена вся песня, причём ход явно заимствован из Kashmir, но до эпичности творения Led Zeppelin этому номеру далеко и получается, скорее, пародия.

В отдельных песнях Спрингфилд всё же возвращается в привычную стезю поп-рока, где его сразу же ждёт успех. Так, например, хороша Will I?, несмотря на схожесть с репертуаром Blink-182. В начале трека Beautiful You возникает мысль об очередном «тяжеляке», на который вновь замахивается неугомонный Спрингфилд, но припев дарит приятную неожиданность – перед нами опять привычный Рик в своём амплуа рыцаря поп-рока. Тут, надо признаться, получилось удачное сочетание мелодичности и агрессии, отчего подспудно возникает желание, чтобы именно такая формула и использовалась автором при записи всей пластинки. Этим же отличилась My Depression, в куплетах которой присутствует латин-рок и фанк, а припевы представляют собой стандартную альтернативу, но в целом песня за счёт такой странной гибридности выигрывает.

Ну и наконец, нельзя не отметить некоторые неоднозначные неожиданности, возникающие в основном на второй половине альбома, наиболее приятной из которых является трек Alien Virus – рязвязно-блюзовая композиция, выбивающаяся из общего настроения и курса альбома, но представляющая интерес сама по себе. Баллада Angels of the Disappeared могла бы быть лучше, но Спрингфилд поёт на хриплом разрыве, чем изрядно портит умиротворяюще-нежный гитарный перебор, на котором основана песня. Треки Eden и Your Psychopathic Mother напоминают Def Leppard, но первая - периода Slang, вторая - классического, причем в последнем случае это один из немногих неплохо получившихся в исследуемых автором рамках альтернативного рока номеров, с выверенной структурой: драматический, постепенно ускоряющийся, куплет, ослабленный переход-передышка и припев-кульминация на сильном гитарном фоне. Но в целом на как бы второй стороне альбома (если бы он был двойной), большинство треков более лиричны и мягкотелы по сравнению первой частью.

На выходе получаем весьма противоречивую работу, навеянную, как уже предполагалось, двумя основными обстоятельствами. Во-первых, стремлением угодить интересам широкой публики, исходя из предпочтений того времени. Во-вторых, личным фактором негативного толка, что в совокупности с первым привносит соответствующие агрессию и утяжеление звучания. При этом альбом в данной части покорно следует проторенными другими исполнителями жанра тропами, выдавая качественные, но довольно безликие творения, не говоря уже об отсутствии каких-либо находок или свежих решений.

-3

Тем не менее, ценителям и любителям жанра он может быть интересен, как профессионально сыгранный и записанный. Что же касается поклонников самого Спрингфилда, то им тоже не стоит обходить вниманием данный опус. Несмотря на итог, попытка эксперимента, выход за рамки привычного и исследование нового похвальны сами по себе, тем более, что местами удача не отворачивается от артиста, всё-таки находящего искомые свежесть и оригинальность.

Оценка: 3/5

Альбом «shock/denial/anger/acceptance» (Rick Springfield)

Источник изображений: www.discogs.com