Две категории клиентов, с которыми время течёт утомительно медленно.
Одни никак не могут замолчать и не озвучивают, как правило, ничего ценного для собственной психотерапии. Они не слушают, не дают перебить себя и вообще никак не реагируют на собеседника. Создаётся впечатление, чтобы остановить их, надо связать и заткнуть кляпом рот. Кому-то удаётся стать депутатом, но большинство никто не способен выносить, поэтому они и приходят в психотерапию.
Такие клиенты дают нам шанс проявиться на пару минут, когда они останавливаются, чтобы передохнуть, глотнуть кофе или отвлечься на телефон. И за это время мы должны по максимуму донести до них все наши идеи. Но вслед за этим они говорят вдвое энергичнее. А на следующей встрече они, словно и не было нескольких дней разлуки, повествуют ровно оттуда же, где и остановились в прошлый раз.
Безусловно, это легко интерпретировать как избегание неприятных бесед, которые может инициировать специалист. Терпение и выдержка психотерапевта постепенно поможет клиенту почувствовать доверие, и тогда настойчивость специалиста поможет ему изменить такой стиль клиента.
А что же делать с молчунами? Ведь говорить же должны клиенты.
Нередко это бывает с детьми, которые ещё не научились ясно излагать свои мысли, неуверенны или встревожены. Но для работы с детьми есть огромный выбор невербальных техник.
А пассивные и закрытые взрослые вынуждают нас изобретать нечто, что вызовет в них хоть какую-то ответную реакцию. Все наши навыки и импровизация разбивается о холодную стену наблюдающего молчания.
— О чём бы вы хотели поговорить?
— Даже не знаю…
Думаю разговорить:
— Вы чувствуете себя растерянной?
— Похоже на то.
Долгое и тягостное ожидание в несколько минут с надеждой, что она скажет ещё что-то. Вторая попытка разговорить:
— Вы не знаете, с чего начать свою историю?
— Наверно…
Хочу поддержать:
— На вашем месте с первого раза никто бы не понял, как начать.
— Да, это очень похоже.
Ловлю момент:
— Могли бы вы немного рассказать о своих переживаниях?
— Муж.
Я не сдаюсь:
— Это уж совсем «немного». Поделитесь, пожалуйста, подробностями.
— Он меня не любит.
Мы сделали это! Мы не спешим, но обязательно исследуем любое чувство, мысль, интерес и и пытаемся собрать в единую картину с предыдущими откровениями клиента.
Со временем и кропотливым трудом мы даём возможность такому клиенту раскрыться и больше показать себя.
Оба типа клиентов совершенно не допускают давления на себя и всё сильнее отгораживаются от психотерапевта. Но нам всё равно невыносимо хочется вернуть контроль в свои руки, даже когда мы осознаём всю бессмысленность этого. Весьма непросто часами находиться в своём кабинете с человеком, который находится в своём собственном мире.
Автор: Игорь Алфёров
Психолог, Супервизор, Ведущий балинтовских групп
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru