Всем привет! Наткнулся тут на интересную новость и, как обычно, решил поделиться ей с Вами. А заодно немного порассуждать на данную тематику. В общем, новость заключается в следующем.
- По итогам первого квартала 2023 года рынок самиздата в России вырос на 18% год к году и превысил 1 млрд рублей. Увеличилась и доля произведений независимых авторов на цифровом книжном рынке — сейчас она превышает 35% и всего на 6 п.п. отстает от издательств в категории электронных книг. Об этом сообщает «Коммерсант».
- Платформа «Литрес: Самиздат» показала рост выручки на 42%. Зарегистрированных на портале независимых авторов стало больше на 26%, сейчас их около 203 тыс. В «Литнете» рассказали, что выручка платформы также выросла в первом квартале, но не раскрыли показатели. Выручка Rugram в первом квартале увеличилась за счет самиздата более чем на 20%.
- Самыми популярными жанрами у независимых авторов стали любовные романы, фэнтези, фантастика и young adult
- По словам представителей платформ, пока цифровой рынок самоиздата только набирает обороты: в 2022 году были сложности с платежами в AppStore и GooglePlay и общее снижение покупательной способности аудитории. Но в следующих кварталах продажи книг независимых авторов будут только расти, прогнозируют эксперты.
Зайду к анализу данной новости немного издалека, а Вы поймёте зачем это было сделано именно таким образом. При прочтении данной новости, у меня возникла ассоциация с нашим музыкальным андерграундом конца 90-хх и мировым музыкальным рынком. Для музыкальных коллективов раскрутиться в то время было очень и очень непросто. Фактически единственными каналами получения музыкального контента были физические носители вроде аудиокассет с компакт-дисками и потоковое вещание вроде радио с телевидением. Если группа не имела доступа ни к одному из них, она обитала где-то на задворках музыкальной индустрии. Немногочисленные концерты были своего рода общественными пиар-акциями групп, направленными на свой промоушен, где всё было тоже непросто.
Почему непросто? Потому, что люди управляющие этими каналами доставки контента от музыкантов до слушателей не всегда отличались порядочностью. Проценты от продаж дисков были невелики, а владельцы рок-клубов и организаторы концертов зачастую заставляли платить за выступления сами группы. Это сейчас нам кажется нормальным, что группы получают деньги за свои выступления, а тогда группы иногда выступали за выкуп билетов. Ну то есть организаторы продавали музыкальному коллективу билеты по заниженной цене, а сами музыканты их перепродавали среди своих фанатов или просто случайных людей уже по другой. Сыграть на каком-нибудь фесте бесплатно было большой удачей. А уж получить какие-то деньги за своё выступление было для кого-то недостижимым пределом мечтаний. Музыкальные сайты также не были развиты. Интернет в качестве средства доставки информации был ещё слаб. Была популярна раздача "флаеров". Это были такие маленькие листки с информацией о концерте или мероприятии, обычно сопровождающиеся скидкой на предъявителя. Их можно было найти на кассах концертов, в местах продажи дисков на Горбушке и прочих местах.
Всё изменилось с развитием интернета и технологий. И прежде всего это развитие сильно снизило значимость непонятной прослойки между производителями контента и его потребителями. Точнее, функционал прослойки понятен. Это дистрибьюция. Непонятно обоснование того процента дохода, который он себе отгрызала. Сначала музыкальные группы начали в рекламных целях выкладывать свои трэки на различных сайтах, а потом и вовсе перешли на сервисы цифровой дистрибьюции и стриминговые музыкальные площадки. Музыкальные студии заменили хорошие звуковые карты. Хорошее музыкальное оборудование стало доступнее, что позволило группам оборудовать репетиционные базы и студии звукозаписи в своих загородных домах и гаражах. Да и следует отметить, что аренда репетиционных баз и студий стала доступнее из-за увеличения предложения на рынке. Это коснулось и видеоконтента. Конечно для записи профессиональных кинематографических видеоклипов с продуманным сценарием ещё нужны профессиональные студии и режисёры, но для простенького клипа хватит хорошей камеры, бюджетной светотехники и творческого подхода.
Одной из показательных историей успеха является история американской исполнительницы Билли Айлиш. Она родилась 18 декабря 2001 года в Лос-Анджелесе в творческой семье. Мать Мэгги Бейрд — актриса, а отец Патрик О'Коннелл — музыкант. Есть старший брат Финнеас. Он тоже увлекается музыкой и актерским мастерством. Поет в группе The Slightlys, снимался в последнем сезоне сериала "Хор" (Glee), также пишет песни и для своей сестры.
В октябре 2015 года исполнительница, (которой тогда было 13 лет) записала песню Ocean Eyes и отправила ее своему преподавателю по хореографии, который помог ей поставить танец на эту песню. Изначально Билли хотела саморелизоваться в танцевальной сфере, но в 2016 году получила травму, и на этом векторе развития пришлось поставить крест.
Через год песня была выложена SoundCloud, а 24 марта 2016 года был выложен и видеоклип. Сейчас у ролика более 95 миллионов просмотров на YouTube. Именно эта композиция и прославила Билли.
После успеха композиции и положительных отзывов музыкальных критиков Айлиш продолжила выпускать песни, и вскоре был издан ее дебютный мини-альбом Don't Smile at Me.
Знаете чего я не вижу в её карьере на раннем этапе развития? Я не вижу там музыкальных лэйблов и студий звукозаписи. Фактически девушка вечером выложила трэк на SoundCloud, легла спать и проснулась уже известной. Судьями и оценщиками её таланта стало мировое интернет коммьюнити меломанов. То же самое касается её клипов.
С развитием YouTube, SoundCloud, Spotify и прочих сервисов количество таких примеров стало только расти. Как за рубежом так и у нас. Талантливые исполнители превращают свои кватриры в студии, обзаводятся и творят. Да, приходится быть и музыкантом, и менеджером, и фотографом, и звукооператором в одном лице, но зато талантливым людям не приходится отчислять огромные проценты непонятной прослойке чьи завышенные требования ничем не обусловлены.
А вот теперь следует перейти к теме, которая была заявлена изначально.
Зачем я делал эту длинную "музыкальную" подводку? Всё просто. Когда-то я был связан с этой отраслью и увидел аналогии. Мне показалось, что процессы в книжной сфере, на мой взгляд, протекают аналогично. Раньше, если молодой автор не имел выхода на издательства, то фактически он был лишён путей развития. И какими бы крутыми ни были его книги, о них бы никто и никогда не услышал. Даже выход на издательства не гарантировал успеха. Как творческого так и материального. Оставим фразы типа "художник должен быть голодным" тем, кто обычно их произносит и не голодает. Автор тратит своё время на написание книг и создание вселенных, по которым мы с вами потом с большим удовольствием путешествуем. То есть оформляет свои фантазии в слова и посредством книг делится ими с нами. По сути, оказывает нам интеллектуальные и эстетические услуги в каком-то смысле. А любые услуги и любой труд должен компенсироваться и оплачиваться.
С появлением площадок цифровой дистрибьюции книжной направленности между создателями и потребителями контента пропала прослойка в виде издательства. Как и для музыкантов. Точнее она не пропала, а видоизменилась. Как именно, давайте зафиксируем тезисно.
- Раньше авторы бегали за издательствами с просьбой опубликовать их книги, сейчас несколько конкурирующих площадок сами борятся за авторов, предлагая им особые условия за эксклюзивность контента для себя.
- Раньше авторы вообще могли лишиться прав на собственные книги из-за условий договора с издательством, сейчас же вопросами авторских прав зачастую занимаются сами площадки.
- Раньше в стоимость бумажной копии входили все издержки издательства на её изготовление плюс все её затраты на собственных сотрудников, сейчас же покупая книгу на онлайн площадке, вы фактически покупаете её у автора. И покупаете только содержание.
Все эти вещи положительно сказываются на развитии литературной отрасли в целом. У авторов появляются нормальные средства монетизации своего хобби, а кто-то вообще превращает своё увлечение в полноценную работу. На мой взгляд, этот рынок будет только расти и развиваться. Если только государство не надумает как-то это регулировать. Потому что перспеткивы положительного эффекта от этого вмешательства весьма сомнительны. Я думаю, что способствовать развитию отрасли будут следующие факторы.
- В наше время набирает популярность "голосования рублём". Это зародилось в виде донатов стримерам на прямых эфирах, а потом распространилось и в другие сферы. Люди всё активнее финансово участвуют в поддержке тех, кто им нравится. Во первых, таким образом они высказывают своё одобрение, а во вторых это даёт некое чувство сопричастности к жизни автора. Что тоже немаловажно.
- Стоимость жилья не снижается, и иметь дома полноценные бумажные библиотеки могут не все. Они занимают много места. Тем не менее, страсть коллекционирования никуда не делась, и люди вместо коллекционирования живых книг пополняют свои виртуальные библитеки. Запрос на бумажные книги никуда не делся, но бумажные книги становятся не функциональным источником контента, а коллекционным предметом. У меня в наличии имеются почти полные собрания сочинений любимых авторов, но многие "экспонаты" я даже не открывал... ранее прочитав их в "цифре".
- Доступность цифровых копий тоже играет немаловажную роль. Следует отметить, что во первых цифровые копии зачастую раз в пять дешевле бумажных аналогов, а во вторых они всегда доступны. Поход в книжный магазин не гарантирует вам того, что вы найдёте нужную книгу. В то время как в "цифре" вам доступны любые книги и в любое время.
- Удобство цифровых библиотек - тоже немаловажный фактор. Даже имея в наличии какую-то книгу, вы не будете всё время таскать её с собой. Следовательно, даже имея в наличии большую физическую бибилиотеку бумажных копий, вы не имеете доступа к ним в любой момент времени. Желая подумать о содержании научной диссертации на берегу Чёрного моря, вы будете лишены собственной базы научной литературы. Это неудобство как раз и снимается наличием цифровой бибилотеки.
- Наличие у ВСЕХ авторов доступа к цифровому издательству с одной стороны создаст неконтролируемую массу весьма посредственных произведений, а с другой - судьями здесь выступят сами читатели, а не странные персонажи в издательствах, которые следуя своим субъективным оценкам решают каким произведениям жить, а каким - нет. Это выведет на свет маленьких, но тоже интересных авторов. Проще говоря, каждая книга найдёт своего читателя. А это положительно скажется на многогранности литературной отрасли в целом.
В заключении хотел бы отметить, что в сложившейся ситуации развитие отечественной литературы во многом зависит и от нас, читателей.
- Во-первых, следует понимать что писатели тоже люди, со своими потребностями. Самыми обычными. И они тратят своё время на то, чтобы придумывать для нас новые миры. А могли бы тратить на что-то более денежное. Как правило у многих из них есть основные профессии. Привычка именно ПОКУПАТЬ книги, а не скачивать их - это хорошая и правильная привычка которая сможет дать неплохой импульс развития отрасли.
- Во-вторых каждая покупка книги - это мотивация для автора. Вы как бы говорите автору: "Ты молодец! Книга отличная! Пиши ещё!". И это мотивирует его творить дальше.
- В третьих, следует приучить себя НЕ покупать книги сомнительного качества и содержания. Я не буду говорить о конкретных авторах. Но некоторые жанры, пытающиеся заполонить книжное пространство уже поднадоели. Такие как любовное попаденческое женское фэнтези с женщиной-протогонистом. Не буду углубляться в тему, но почему-то большинство книг подобного жанра сводятся к мему с маленькой блондинкой на кожаном диване вокруг которой стоят весьма колоритные накачанные чернокожие парни. Задача хорошего читателя - не давать хода таким произведениям. Хотя кто знает, может кому-то такое нравится. Но тут уж пусть рынок нас рассудит.
На этом у меня всё, хороших вам книг и увлекательных путешествий по различным мирам и вселенным.
Полезные ссылки
- Мой канал на ТРОВО - https://trovo.live/K0SH
- Мой канал на RuTube - https://rutube.ru/channel/24142445/
- Мой канал в Телеграм - https://t.me/KOSH_TROVO
- Мой канал на Дзене - https://dzen.ru/id/5f035512374af01ca1406465
- Мой канал на Ярусе - https://yarus.ru/user/8487657
- Мой канал на VK Play Live - https://vkplay.live/k0sh
- Моё сообщество ВКонтакте - https://vk.com/igrokosh
- Моя страница на Паблико https://pabliko.ru/@k0sh/