По итогам Северной войны в состав Российской империи вошли земли Прибалтики, на которых проживали в основном протестанты. Для них была объявлена свобода вероисповедания, многие протестанты занимали высокие государственные должности. При Екатерине II была широко распространена практика приглашения колонистов из протестантских стран для освоения земель в Поволжье и Причерноморье. Также Екатериной IIбыла проведена первая масштабная секуляризация церковных земель, закрыто значительное число монастырей. В результате разделов Речи Посполитой в составе России оказались поляки-католики, украинцы и белорусы, исповедующие униатство, а также увеличилось число протестантов. Со второй половины XIX в. стали появляться первые протестантские секты среди русского и украинского крестьянства: штундисты, менониты, баптисты и т.д. Католицизм в России таких успехов не имел, хотя были случаи обращения представителей дворянства и интеллигенции.
В начале XIX в. были предприняты попытки перевода Библии с церковнославянского на современный русский язык, чтобы ее могли читать простые верующие. Перевод осуществлялся по инициативе Библейского общества, в 1822 г. был переведен и издан Новый завет, однако по просьбе церковных иерархов деятельность общества была запрещена. Только в 1858 г. запрет на перевод был снят, но лишь в 1876 г. полный текст Библии на русском языке был напечатан.
Присоединение Закавказья к Российской империи в первой трети XIXв. привело к включению в состав населения православных грузин и миафизитов армян. По отношению к последним, в отличие от католиков, протестантов и униатов, не проводилось политики религиозных ограничений, поскольку они считались православными.
В XVIII-XIXвв. в русском православии начали появляться различные секты, крупнейшими из которых были христоверы или хлысты (отвергавшие всю официальную обрядность и стремившиеся познать бога через достижение экстатического состояния) и скопцы (стремившиеся отказаться от всех человеческих страстей путем добровольной кастрации), а также множество более мелких: духоборы, ильинцы, молокане и т.д.
После революции 1917 г. в России было восстановлено патриаршество, а первым избранным патриархом стал Тихон. После Гражданской войны в эмиграции основана Русская православная церковь за рубежом, которая только в 2007 г. была принята в каноническое общение как самоуправляема часть Русской православной церкви. В 1920-1930-е гг. христианство, как и другие религии в СССР подвергалось серьезным репрессиям, ослабевшим только в ходе Великой Отечественной войны. После войны положение несколько улучшилось, была восстановлена часть разрушенных храмов. В настоящее время христианство в форме православия является самой распространенной религией в России.
Вклад христианства в российскую культуру является наиболее значительным, поскольку на протяжении тысячелетия оно было государственной религией. Создание письменности было обусловлено необходимостью переводить Священное Писание и самые первые литературные произведения на старославянском языке носили исключительно религиозный характер («Остромирово Евангелие» – первая рукописная книга, «Слово о законе и благодати» Илариона – первое непереводное литературное произведение, «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» – первое славянское житие святых). В дальнейшем, когда появляется светская литература, она также проникнута христианским духом («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве»). В XIII-XV вв. в литературе начинает появляться образ «Святой Руси», который становится одним из центральных после падения Византии. Большую роль христианство играло в устном народном творчестве, что особенно ярко проявилось в былинах. Первой печатной книгой на Руси так же было религиозное произведение – «Апостол» (1564 г.). Хотя в XVI-XVII вв. светская литература начинает приобретать все большее распространение, но христианские мотивы в ней продолжают отчетливо выражаться. В XVIII в. происходит падение значения православия для российской светской литературы (хотя церковная продолжала создаваться), в ней встречаются заимствования из протестантизма, католичества и различных мистических сект. Со второй половины XIX в. начинается «православное возрождение», которое наиболее ярко проявилось в творчестве Ф.М. Достоевского, тогда же начинает активно развиваться христианское богословие, причем в этом процессе участвуют и миряне, не имеющие специального образования (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев). В литературе XX в. и современной влияние христианства значительно слабее, хотя полностью оно не исчезло (Л.Н. Андреев, М.А. Булгаков).
Не менее значим вклад христианства в архитектуру, в первую очередь культовую. Уже с X в. начинается строительство каменных церквей на Руси, изначально в византийском стиле, потом начал формироваться собственный стиль (восьмерик на четверике), одной из черт которого было использование луковичных куполов для храмов. Помимо каменных, строятся и деревянные храмы, эти традиции сохранились до настоящего времени (Кижи). Наиболее известными архитектурными памятниками Древней Руси являются Киево-Печерская лавра, Соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, церковь Покрова на Нерли. В светской архитектуре также прослеживаются черты христианской, особенно это относилось к княжеским дворцам. С XV в. начинается практика приглашения архитекторов из-за рубежа, в первую очередь из Италии, они привносят элементы католической архитектуры, одновременно формируется стиль московского барокко, в котором прослеживаются черты православной храмовой архитектуры. В XVIII в. по проектам протестантских и католических архитекторов был построен Санкт-Петербург. Традиции храмового строительства сохраняются и в современной России.
Древнерусская живопись практически вся носила религиозный характер – фрески в храмах и иконы. Изначально они писались в подражание византийскому стилю, с XIV в. начинает формироваться древнерусская школа иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев), традиции которой в XVII в. развил Симон Ушаков. Русская иконописная школа также существует до настоящего времени. В XIX в. начинают писаться картины на сюжеты Нового Завета (А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря») и русской церковной истории (В. Суриков «Боярыня Морозова», А. Кившенко «Церковный собор 1654 года»). В современной российской живописи религиозные сюжеты практически не прослеживаются.
Христианство наложило серьезный отпечаток на быт народов России, начиная от церковных праздников (один из которых является государственным – Рождество) и заканчивая отражением в языке («спасибо», «слава Богу» и т.д.). Некоторые исследователи называют это феномен бытовым исповедничеством – проникновением веры в быт и превознесение повседневного быта до уровня служению Богу.