Старец Архимандрит Клеопа (Илие) рассказывает, как происходит искушения диавола, каким образом бесы нападают с восьми сторон. Во всякий час и каждую минуту бесы борют нас с восьми сторон. Увы, не каждый борющийся получает венец, поэтому, чтобы быть всегда духовно трезвым нужно знать о той схеме, которые ведут бесы.
Искушение сзади
Дьявол делает упор на нашу память. Даже если вы уже не совершаете прежние грехи, он старается очернить, осквернить ваш ум теми грехами, что делал ранее. Воровали ли вы, блудили ли, сквернословили, он напоминает нам о них. Чтобы мы думали, сокрушались, впадали в уныние и самое главная в этом цель напомнить о них для того, чтобы занять нас этим вновь. То есть он искушает тебя тем, что ты уже забыл. Он не желает, чтобы ты об этом уже не помнил и каждый раз, если видит смысл, старается дать об этом знать, чтобы искушение удалось. Поэтому когда чувствуете искушение помыслами, взывайте к своему Ангелу Хранителю за помощью словами: "Ангеле Божий, спаси! Помоги, сохрани, избави мя..." А лучше обратится к святому Архангелу Михаилу. Для этого достаточно перейти по ссылке https://t.me/molitvaikona/4576 и будьте уверенным в том, что молитва будет услышана.
Искушение спереди
Боязнь будущего и возможных, как нам кажется неприятностей, которые могут случиться. Мы часто беспокоимся о том, чего еще нет, но будет. Страх перед старостью, голодом, войной, потопом, болезнью... “Ой кто-то сделает нам сделает зло, вдруг, нападут, ограбят”.. То есть мы начинаем волноваться умом, враг видит к этому вашу предрасположенность и помогает не иметь мирное устроение духа, начинает подбрасывать помыслы, чтобы мы только не были мирны. Но важно помнить, что Бог говорил нам:
Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
Искушение слева
Каждый раз, когда мы знаем, что сейчас совершим грехи и все-равно идем на это (не важно словом, делом, умом), обманывая себя, мы будем искушаться слева. Я знаю, то есть много - грех, но все-равно иду и ем, знаю, что ненавидеть кого-то плохо, и тем не менее продолжаю испытывать к нему неприязнь. Знаю, что грешно помнить зло, но помню; знаю, что грешно быть блудником, или вором, или материться, или курить, но даю победить себя и вновь совершаю эти грехи. Так мы искушаем слева очевидным злом.
Искушение справа
Искушение справа бывает двух видов. Первый - это когда мы верим снам, видениям, мы так прельщается бесами. Они нам могут явиться в виде Христа, Богородицы, святых.
Но есть еще один вид искушения справа - это когда мы делаем доброе дело, но не во славу Божью, а с плохой целью. Не имея смирения, мы вместо доброго плода получаем лишь его тень. Очень интересно в нашем телеграмм канале рассказал о смиренномудрии игумен Алипий (Воронов). Переходите по ссылке и прочитайте его слова: https://t.me/molitvaikona/7556 .
Искушение сверху
Искушения слева тоже делится на два вида. Первый это когда мы чрезмерно выполняем тот или иной подвиг. Много молимся, совершаем подвиг без меры, не имея на то ни физических, но духовных сил. Поэтому здесь нужна рассудительность и мера. Но у каждого она своя. Дьявол в этом случает смеется над тобой. Это все-равно, что человек схватил тяжелый мешок, а потом забросил его куда подальше.
То же самое искушение сверху бывает тогда, когда мы исследуем Евангелие, Житие святых или истины Святых отцов также превыше сил нашего разумения. Это тоже гордость, которая может довести человека до ереси, хулы и безумия. Так были прельщены все сектанты, еретики от начала мира, которые пытались понять его умом, а не Духом Святым. Священное писание - это бездонный источник. Это все-равно, что мы не научились как следует плавать, а лезем на глубину. Тогда же если утонем, то не море будет тому виной, а зато что я, наглый и дерзкий, полез в глубину, превышающую мой рост, и утонул.
Искушение снизу
Это когда мы хотим делать доброе дело и не делаем, можем постится, но постимся, можем больше молиться, но не имеем к этому желания. Мог бы подавать больше милостыни, но сознательно упускаю такую возможность. То есть все мог бы лучше, но жадничаю, ленюсь, не молюсь... То есть если мы когда мы не поднимаемся даже до того предела, что в наших силах, означает то, что мы искушаемся снизу, то есть
диавол тянет нас вниз от той меры, той планки добродетели, которую мы должны совершать.
Искушение извне
Искушение извне случается через 5 наших чувств, то есть органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Их еще святые называли "окнами души". Если не внимательны и не трезвы, то мы впускаем в себя огромные грехи. 5 чувств наших это не просто чувства, а каналы естественные через которые диавол вливает в нашу душу всяческие грехи, зло, страсти.
Но есть еще одно искушение, которое можно считать бесовским "козырем" - воображение. Оно тоньше их пятерых, но грубее ума. Оно еще больше посылает брань душе. Его еще сложнее хранить, чем эти 5 чувств и даже сам ум.
Искушение изнутри
Изнутри, из сердца выходят наши грехи. Важно не то, что входит, а то, что выходит. Как из ада, выходит всё это из нашего сердца (прелюбодеяние, убийство, гордость, оскорбления), и поэтому каждый раз, когда это выходит из нас, мы искушаемся искушением изнутри.
Святой Климент говорит:
Поставь ум стражем у врат сердца твоего, чтобы он не принимал ни идущее извне, ни исходящее изнутри!
Он советует останавливать исходящее Иисусовой молитвой, а приходящее извне размышлением о муках ада и блаженстве рая, о молитве и иных добродетелях.