Найти в Дзене
Кинопоиск

Слон-наркоман, шина-убийца и пропавшие усы: самые странные фильмы в истории Каннского кинофестиваля

Оглавление

Сегодня стартует 76-й Каннский кинофестиваль — смотр, который ошибочно считают снобским и синефильским. На самом деле, в программу каждый год попадают и будущие лауреаты «Оскара», и что-то провокационное. Скучные драмы в прошлом. Не случайно прошлогодний обладатель «Золотой пальмовой ветви» и президент жюри этого года Рубен Эстлунд обещает, что его следующий проект побьет рекорд Канн по количеству вышедших из зала зрителей.

Мы прошерстили внушительный каталог фестиваля и выбрали самые странные и необычные фильмы в его истории.

«Свадебная ваза», 1975

Мемное кино о фермере, который изнасиловал свинью

-2

«Свадебная ваза» — фильм-мем, который завирусился не только за рубежом, но и в рунете, а еще стал одной из многочисленных кинопроверок на прочность. Авангардный бельгийский хоррор показывает жизнь одинокого фермера с особенностями интеллектуального развития: он собирает собственный кал в банках, убивает петуха ради забавы и насилует свинью. Когда она рожает поросят, мужчина пытается кормить детенышей молоком с ложки и проводить с ними время, но те предпочитают компанию мамы. Тогда фермер злится и убивает их, а вскоре и себя. После премьеры фильм долгое время путешествовал по фестивалям и даже умудрялся наращивать армию фанатов, которые видели в «Свадебной вазе» аллегорическую мелодраму об одиночестве. Лишь в нулевых картина впервые вышла на DVD и появилась в свободном доступе. Издатели не стали изобретать велосипед и написали на обложке: «Тот самый фильм про секс со свиньей». Кстати, это не единственный фильм о зоофилии, который был показан в Каннах. В 2007 году вне конкурса состоялась премьера документального «Зоопарка» Робинсона Девора о мужчине, который погиб во время секса с лошадью.

«В напряжении», 1989

Возмутительный байопик Джона Белуши

-3

В 1982 году от передозировки наркотиками умер Джон Белуши — комик и один из участников шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Чтобы хоть как-то приглушить волну слухов, спекуляций и домыслов об усопшем, жена и менеджерка Белуши наняли журналиста-расследователя для написания официальной биографии. Автор «Всей президентской рати» Боб Вудворд вместо этого собрал истории о наркоэпидемии в Голливуде и популярные байки про Белуши, чем изрядно взбесил родственников, друзей и коллег последнего. Еще больше возмущений вызвала продажа прав на экранизацию книги — она шла до больших экранов долгих пять лет. Из-за затяжного съемочного процесса и вечных скандалов «В напряжении» считался одним из самых ожидаемых фильмов Каннского кинофестиваля, но был в итоге разгромлен прессой. По ее мнению, получился возмутительный и попросту несвязный байопик про призрака Белуши, который сразу после смерти путешествует с ангелом-хранителем по своим воспоминаниям, обвиняет в своей наркозависимости Голливуд, а еще успевает исповедаться журналисту Вудворду и, кажется, в итоге попадает в ад. Увы, это не единственный фильм Каннского кинофестиваля, который порочит наследие Белуши. В 1998 году вне конкурса показали сиквел культовых «Братьев Блюз»«Братьев Блюз 2000», которые тоже не понравились прессе, но куда сильнее разозлили фанатов актера.

«Канадский бекон», 1995

Политическая комедия про наивных американцев и злых канадцев

-4

В 2004 году документалист Майкл Мур получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Фаренгейт 9/11». За девять лет до этого постановщик показал в Каннах свой единственный художественный фильм. «Канадский бекон» — сатира, которая вдохновлена реальным социологическим опросом. Мур был настолько шокирован новостью о том, что 90% американцев поддерживают войну в Персидском заливе, что задумался: а смог бы президент повысить популярность через военный конфликт с миролюбивой Канадой? Собственно, объявленная война соседу и становится завязкой фильма. Правительство тратит миллиарды на разработку смехотворных рекламных кампаний, антиканадская пропаганда не сходит с экранов телевизора, а провинциальный шериф настолько верит в возможный захват США, что решает лично бросить вызов врагу. «Канадский бекон» — вечно актуальная комедия о том, как политики манипулируют населением, но это явно не фестивальное кино. Даже 28 лет спустя премьера фильма в Каннах во второй по значимости секции кажется уникальным исключением из правил.

«Шрэк», 2001

Анимационная комедия о том, что сказочным принцем может оказаться огр с болота

-5

Интересный факт, который может застать врасплох даже поклонников Каннского кинофестиваля: в XXI веке за «Золотую пальмовую ветвь» боролось всего лишь пять анимационных фильмов, два из них принадлежат постмодернистской франшизе «Шрэк» о нелюдимом зеленом огре. К примеру, первая часть затесалась в основной конкурс 2001 года и противостояла работам Жан-Люка Годара, Жака Риветта, Михаэля Ханеке, Дэвида Линча, Александра Сокурова и других титанов мирового кинематографа. Проще говоря, жюри во главе с Лив Ульман пришлось чередовать сеансы «Малхолланд Драйв» и «Шрэка». Никто до сих пор не знает, чем именно странная, но очаровательная деконструкция сказочных сюжетов покорила каннских отборщиков, хотя это уже неважно. Главное, «Шрэк» навсегда вошел в историю и собрал уникальное для фестивального кино комбо: номинация на «Золотую пальмовую ветвь», «Оскар» и любовь миллионов фанатов.

«Усы», 2005atomic:embed 2

Напряженный триллер о сбритых усах

-6

Мужчина средних лет по имени Марк (Венсан Линдон) решает впервые за долгие годы сбрить усы, супруга в ответ признается, что вряд ли узнает мужа без примечательной растительности на лице. И все же он решается, но вот только никто не замечает кардинальных изменений во внешности. Более того, жена и друзья героя уверены, что Марк вообще никогда не носил усы. С такой абсурдной завязкой вполне могли получиться кафкианский скетч или нелепая комедия положений о противостоянии обществу. Однако режиссер Эммануэль Каррер выбрал другое направление. Его «Усы» — одновременно и драма об экзистенциальном кризисе, и хичкоковский триллер о потере связи с реальностью, и даже печальная мелодрама о том, как близкие люди перестают узнавать друг друга. Пресса тепло приняла этот странный и ничего не объясняющий параноидальный фильм, а вот зрители остались разочарованы упущенными возможностями концепта.

«Освободите Джимми», 2006

Норвежский треш-мультфильм про слона-наркомана

-7

Каннский кинофестиваль принимает в программу не только новые проекты Pixar, но и куда более рискованные и экспериментальные анимационные фильмы. К примеру, в 1974 году за «Золотую пальмовую ветвь» боролся мультфильм «Девять жизней кота Фрица» — расистская и оскорбительная черная комедия про уставшего от жены кота, который курит траву и представляет, кем бы он стал в другой жизни — нацистом, плейбоем, космонавтом и единственным белым в Новой Африке. 30 лет спустя в Каннах показали треш-мультфильм «Освободите Джимми» — один из самых дорогих проектов в истории норвежского кинематографа. Картина посвящена попыткам экоактивистов, охотников, мафии и любителей травки найти сбежавшего из цирка слона-наркомана, который отправился на поиски новой дозы. Пресса в Каннах не оценила ни черный юмор мультфильма, ни его отталкивающую 3D-анимацию. Впрочем, у «Освободите Джимми» все равно нашелся один известный фанат. Саймон Пегг переписал реплики и сюжет, после чего выпустил в США и Великобритании новую версию мультфильма с озвучкой от Вуди Харрельсона, Кайла МакЛоклена и Дэвида Теннанта.

«Шина», 2010

Сюрреалистический хоррор о покрышке, которая охотится на людей

-8

Абсурдист Квентин Дюпьё — завсегдатай крупнейших кинофестивалей мира, его новые фильмы о проклятых куртках, огромных мухах и отдыхающих супергероях показывают в Берлине, Каннах и Венеции. Первым международным успехом Дюпьё стала «Шина» — сенсационный хоррор, в существование которого многие до сих пор не верят. Оно и понятно: завязка фильма звучит чересчур абсурдно и нереалистично. По сюжету покрышка по имени Роберт обретает сознание, мстит людям за пренебрежительное отношение к сородичам и с помощью телекинеза жестоко убивает каждого, кого встречает на своем пути. Показ фильма в Каннах и последующие приглашения Дюпьё доказывают, что кинофестиваль всегда готов принять молодых кинематографистов с уникальным голосом. Даже если этот голос и не пытается сказать ничего нового или хотя бы адекватного.

«Дракула 3D», 2012

Смехотворный эротический триллер от классика мирового кинематографа

-9

Режиссер «Суспирии» Дарио Ардженто многие годы хотел перенести на большие экраны историю графа Дракулы, но не знал, как подступиться к экранизации романа Брэма Стокера. Необходимый оригинальный подход Ардженто нашел в набиравшем популярность 3D. Новый «Дракула» лишь приблизительно следовал первоисточнику о противостоянии Ван Хельсинга и вампира-аристократа — в первую очередь режиссеру хотелось во всей красе продемонстрировать чудеса новой технологии. Герои превращались в дымных волков, огромных богомолов и людей-сов, глаза буквально вылетали из голов, а ярко-красная кровь хлестала из каждой раны в зрителя благодаря 3D. Неуклюжие CGI-эффекты чередовались легкой эротикой и не самой убедительной актерской игрой. Пресса сразу осознала, что смотрит нечто действительно уникальное, поэтому отметила, что «Дракула 3D» точно войдет в историю фестиваля как один из худших фильмов смотра, но наверняка станет культовым среди фанатов Ардженто. Так и произошло.

«Мектуб, моя любовь 2», 2019

Скандальная мелодрама о походе в ночной клуб

-10

10 лет назад французский режиссер Абделатиф Кешиш получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Жизнь Адель». Его следующим проектом стал эпический цикл «Мектуб», состоящий из нескольких фильмов и вдохновленный молодостью постановщика. Жаркое лето, юг Франции, молодежь ревнует, соблазняет друг друга и изменяет при первой возможности. У бессюжетного гимна свободе и страсти начались проблемы с финансированием, из-за которых Кешишу даже пришлось выставить «Пальмовую ветвь» на аукцион. Несмотря на производственный ад, постановщику удалось показать на Венецианском кинофестивале первую часть, «Мектуб, моя любовь», и привезти черновую версию следующего фильма в Канны. Вторая часть не совсем сиквел, а интерлюдия на три с половиной часа, в которой практически ничего не происходит: треть хронометража герои мило общаются на пляже, после этого зажигательно танцуют в клубе и трутся друг о друга телами. Кешиша и раньше ругали за обилие женских поп в кадре, но после второго части «Мектуб» окончательно раскритиковали за явную объективацию. Сразу после премьеры фильма начался скандал: актриса Офели Бо призналась, что Кешиш вынуждал актеров употреблять алкоголь во время съемок 13-минутной несимулированной сцены орального секса. С премьеры прошло четыре года, каннские показы так и остались единственными для фильма, который обрел мифический статус и, кажется, нескоро доберется до зрителей.

«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram

Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса

Автор: Алихан Исрапилов

[data-stk-css="stkX8elr"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css="stk8k7pY"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 150px; margin: 0 auto } [data-stk-css="stkpM7Dl"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1) }