Родившийся в семье потомственного резчика по камню, Алексей Кузьмич (Козьмич) Денисов изначально пошел по стопам отца, что вполне естественно. Но в отличие от родителя, только лишь этим он ограничиваться не собирался. Уже в возрасте 19 лет (родился он в 1864 году) он получил от ремесленной управы Екатеринбурга (его родного города) звание мастера рельефного мастерства. К тому времени его работы из камня уже экспонировались на российских выставках, а в дальнейшем и на международных.
По совету своего друга, писателя Мамина-Сибиряка, Денисов (в дальнейшем взявший по образу писателя приставку к фамилии "Уральский") поехал учиться живописи в Петербург. Там он два года (начиная с 1887) обучается в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. При этом Денисов еще и организовал в столице небольшую камнерезную мастерскую, то есть основную свою профессию не забрасывал.
В итоге только этой школой он и ограничится, то есть ожидаемого читателем поступления Академии художеств не состоялось - Денисов просто стал усердно работать, объясняя свою страсть с живописи следующим образом:
Будучи хорошо практически знаком с геологией, минералогией, я как художник смог подметить, понять и воспроизвести те характерные детали явлений природы, которые для обыкновенного наблюдателя остались бы незамеченными. Вот почему мои геологические картины и картины, изображающие горные породы, помимо художественной стороны, должны быть интересны в научном отношении.
В 1896 году художник-камнерез возвращается в родной Екатеринбург, где при его деятельном участии открывается местное Общество любителей изящных искусств. Также он много путешествует по Уралу, пишет маслом и акварелью, рисует пером и карандашом, а его произведения в камне продолжат получать награды всевозможных выставок. Одной из первых картин, получившей международное признание (золотая медаль выставки в Сент-Луисе) был "Лесной пожар":
Правда не совсем ясно та ли эта картина, потому как именно у этого полотна история любопытная (но слегка туманная): неизвестным образом (трофей, может быть?) она попала в воинскую часть в Гражданскую войну и "повсюду сопровождала красноармейцев". Когда же эта часть прибыла в Пермь, то это живописное произведение было передано в местную галерею. Вообще говоря, картин с подобным, я бы сказал, поучительным и предостерегающим сюжетом у художника было немало:
В конце 1900 года он организует персональную выставку своих живописных работ "Урал в живописи" (именно тогда возникнет приставка к фамилии), сначала проходившую в родном городе, а потом - в Перми и Санкт-Петербурге.
В дальнейшем будет еще не одна выставка работ Денисова-Уральского, как живописных, так и камнерезных, и хотя он все больше времени начинает проводить в столице и ее окрестностях, связь с родными краями он не теряет, часто изображая именно красоты Урала на своих картинах.
На рубеже 1917-1918 годов художник неожиданно для себя оказывается на территории независимой Финляндии, ведь именно там, в небольшом поселке у него находилась дача (тогдашнее название Уусикиркко, теперь - Поляны), где он регулярно отдыхал.
На родине его творчество, видимо, не особо было нужным: сообщается что, в 1924 году он передал в дар Свердловску свои живописные произведения, изделия из камня и коллекцию минералов, но судьба большей части этого дара не известна.
Другой художник, родившийся в Выборге и тоже оставшийся в Финляндии (И.М. Карпинский) свидетельствовал, что в последние годы жизни Денисов-Уральский "страдал психическим заболеванием", лечился в Выборге, где и умер в 1926 году вдали от родных краев.
Спасибо за прочтение. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.