А честно ли учителя ставят оценки?
Как-то я уже затрагивал вопрос "относительности" школьных оценок.
Конечно, у учителя есть строго определенные критерии оценивания, которые определены в "методичках", но каждый учитель в любом случае ставит оценки по своим собственным критериям.
Все же учились в школе, все помнят, что у одного учителя можно было получить пятерку не особо напрягаясь, а у другого даже за четверку приходилось "пахать".
Да и вообще, если два учителя прослушают ответ ученика, то у них могут быть совершенно разные взгляды на качество ответа - один поставит пятерку, а другой - слабенькую четверку.
Далее я буду писать только про себя, как про типичного выпускника обычной деревенской школы.
Вот так выглядят мои оценки:
В школе к учебе я относился серьезно, но сильно не напрягался.
Вроде бы как оценки неплохие, но "честные" ли они?
Прошло ровно 23 года с тех пор, как получил аттестат. Уже можно делать какие-то выводы о качестве полученных знаний в школе. Благо, после школы я еще учился семь лет, а потому мне было где проверить свой уровень "деревенского образования".
- Дети, а что будет в 2000-м году? - однажды спросили нас в начальной школе.
- Конец света! - дружно ответили мы.
- Нет. В 2000 году окончите школу.
Математика
У меня была оценка 4.
Когда я учился на финансиста, то у нас был предмет под названием "Основы высшей математики". Предмет шел ровно год, но что удивительно - за первый семестр у меня была оценка 5, а за второй - 4. Чуть-чуть не дотянул.
Но лучше сравнить, что я помню из математики сейчас.
Оказывается, я многое чего помню. По крайней мере своему восьмикласснику запросто могу объяснить любую тему по математике (мне нужно лишь взглянуть на правило).
Но сам видел людей, которые заявляли:
- Как же я ему помогу? У них там в пятом классе уже так трудно идет, я ничего со школы не помню.
Получается, моя школьная оценка более, чем реальная.
Русский язык
В школе всегда была оценка 4. Диктант мог написать как на 4, так и на 5. Никогда не претендовал на знание правил русского языка "на идеально".
Мне кажется, эта оценка 4 вполне соответствует моим знаниям. Многое я могу, но ошибки (особенно с запятыми), бывают.
Еще бывают опечатки, но это не специально - я зачастую пишу в самом конце трудового дня ближе к полуночи. Где-то могу написать не ту букву, так как уже не ворочаются пальцы.
Но что характерно - если заглянуть в любую группу любой социальной сети, где идет какое-нибудь бурное обсуждение, то складывается впечатление, что многие вообще не ходили в школу.
Вспомнил еще, в институте у нас был предмет "Русский язык". Я сдал его на тройку. Всё написал правильно (в задании на экзамене), но не смог объяснить это с точки зрения правил.
Зазубривание это мое самое слабое место, у меня совершенно нет памяти.
История
А вот здесь я похвастаюсь.
В школе у меня была самая обычная пятерка.
Но зато в институте на предмете "История" я просто "цвёл". У нас на факультете "иностранных языков" было много медалистов. По истории они все были слабее меня.
Я не готовился ни к одному семинару (лишь просматривал даты исторических событий, чтобы вспомнить), но на любой вопрос у меня всегда был ответ без подготовки.
Что интересно, от экзамена меня не освободили, так как я не писал лекции (я не считал нужным записывать элементарные сведения). Но на экзамене сразу же заявил преподавателю:
- Я тяну билет и отвечаю без подготовки.
- Валяй, больно дерзкий.
Вытянул билет и ответил без подготовки на пятерку.
География
И опять это моё.
В колледже был такой предмет как "Экономическая география". По факту - самая обычная география, но с углублением в экономику.
Я был поражен - мои одногруппники реально "плавали" по карте. Они не могли справиться без подготовки с элементарными заданиями, типа, "назвать 15 стран, образовавшихся после распада СССР и показать их на карте", "назвать столицы государств", "показать реки" и т.д.
Иногда преподаватель в конце занятия устраивала "викторину" - показать на карте, назвать столицу, определить страну по флагу и т.д. - я один выигрывал у всей группы.
Видимо, в школе на уроках географии научили. Но мы еще любили на переменах рассматривать карты, которые учительница приносила нам на переменах.
Моя школьная пятерка соответствовала знаниям (я сам на личном опыте убедился).
Литература
Книги я читал, сочинения писал. Опять же, на уроках культурологии (там часто затрагивались вопросы литературы) в колледже и институте я чувствовал себя чуть выше медалистов по "кругозору в мире литературы". Из достижений - второе место по институту в конкурсе педагогических рецензий (когда нужно было написать большое сочинение).
Ну, а в реальной жизни - сижу пишу с 2008 года. Многие публикации тащат на развлекательные ресурсы.
Литература мне точно в жизни пригодилось.
Английский язык
А вот тут можно посмотреть фильм "Баламут", где главный персонаж был Петя Горохов. Я полностью был он.
Так вышло, что иностранного языка в школе у меня (по некоторым причинам) не было 2-3 года.
Раньше, видимо, можно так было.
Это сегодня при отсутствии учителя-"предметника" вести предмет назначают самого "безотказного", а тогда: нет учителя - и фиг с ним.
В школе в аттестате мне была выставлена оценка 4.
Когда я пришел в колледж, то оказалось, что даже "городские троечники" знают английский лучше меня. Я знал слова, я писал их правильно, но я совершенно наугад составлял из них предложения.
Больших усилий мне стоило выучить этот загадочный английский язык. Но за два года я выучил его на пятерку.
Как потом оказалось, моя пятерка в колледже приравнивалась к слабенькой тройке на факультете иностранных языков.
И опять я начал грызть гранит науки в изучении иностранного языка. Догрыз хотя бы до четверки.
Я же не виноват, что государство не может всех школьников обеспечить учителями. А ту пору 90-х из всех пособий, которые мне помогли бы изучить английский язык, был только словарь.
Вот это потом мне пригодилось в работе - я прекрасно понимал тех учеников, которые не понимали. Я сам через это прошел, а потому знал, как на пальцах объяснить нюансы английского языка.
Сейчас английский язык я просто использую в быту на самом обычном уровне. В принципе, в Интернете (в буржнете) это очень помогает. Пусть сейчас и не работаю в школе, но пять лет в институте не прошли даром.
Физкультура
Физкультура это был мой самый любимый предмет, когда я учился на факультете иностранных языков. Я там умел и мог всё.
А в школе у нас были самые обычные уроки - как у всех. Учителей физкультуры сменилось несколько - играли в спортивные игры, бегали кроссы, сдавали нормативы.
Моя школьная пятерка была вполне справедливой. Если бы в те годы была система ГТО, то я легко бы сдал все нормативы на золотой значок.
***
Про остальные предметы завтра напишу. Там есть интересные нюансы.