Одной из основных задач комплексного ледового мониторинга является обеспечение безопасности судов при навигации.
Сегодня, в период активно развитого арктического судоходства, важной составляющей этого процесса является составление рекомендаций по прокладке оптимального маршрута для судна.
Несмотря на то, что, как уже было сказано, при любой деятельности в морях приоритетом всегда является безопасность, при выборе маршрута судов приходится учитывать и ряд экономических факторов.
- Часто коммерческим судам важно доставить груз к определенному сроку, то есть как можно скорее.
- А иногда стоит задача дойти до точки назначение с наименьшим расходом топлива, чтобы снизить стоимость перевозок.
- А в случае буровых установок и танкеров на первый план выходит надежность и сохранность перевозок.
Многое зависит от целей судна, его типа и размера.
Автоматическая маршрутизация судна - сложная математическая задача, учитывающая большое количество гидрометеорологических параметров.
На сегодняшний день существуют различные автоматические сервисы построения судоходных маршрутов.
Они различаются:
- по степени автоматизации процесса
- по использованию методов и алгоритмов расчета
- по набору анализируемых показателей
Чаще всего они предлагают несколько вариантов следования из заданной точки А в точку Б:
- Самый быстрый маршрут - минимизация времени следования судна
- Самый экономически эффективный маршрут - минимизация расхода топлива
- Эксплуатационный - оптимальный, сочетающий в себе самый быстрый и самый экономный маршруты
Пользователь, помимо трека маршрута, для каждого варианта получает рекомендации по скоростному режиму, а также примерный прогноз расхода топлива.
При расчете путей следования анализируется ряд факторов:
- ледовые условия - толщина льда, сжатие льда, торосистость, сплоченность, айсберговая активность
- метеорологические условия - скорость и направление ветра, давление, температура, осадки
- океанографические условия - высота, длина и направление волн, скорость течений
При расчёте учитываются как оперативные фактические, так и прогнозные данные.
Однако, любой автоматический сервис в данной области имеет несовершенства.
Помимо учета вышеописанных данных важно иметь подробную аналитику архивных показателей, обеспечить анализ достоверности прогнозных данных.
Также при расчетах немаловажно учитывать:
- тип судна, в том числе количество и мощность его двигателей
- его размер
- осадку
- режим движения
- его загруженность
- возможность его движения в сопровождении ледокола и без.
Кроме того, стоят задачи усовершенствования математических алгоритмов расчета в части повышения их скорости и эффективности, а также в своевременном обновлении данных.
Поэтому, несмотря на то, что при автоматическом построении маршрутов анализируется множество различных факторов за разные периоды времени, любой сервис предлагает лишь возможные варианты следования судна, то есть служит помощником капитанам и штурманам, но окончательное решение и ответственность за выбор маршрута всегда лежит только на плечах экспертов.