Тут начало заметок о фильме "Крылья".
Я думаю, что его режиссёр Лариса Шепитько — режиссёр выдающийся, один из лучших не только в советском, но и мировом кинематографе.
Я думаю, что "Крылья" — большое кино, исключительно талантливо сделанное. В одном ряду с шедеврами французской новой волны и советского "оттепельного" кино, то есть фильмами Тарковского, Абуладзе, Иоселиани, Параджанова, Климова, Германа.
Я думаю, что актриса Майя Булгакова сыграла блестяще, она создала цельность из оппозиционных черт: мягкости и грубости, нетерпимости и чуткости, ума и глупости. Вместе с тем мне кажется, что героиня фильма бывшая военная лётчица, а ныне директор училища и активный общественный деятель Надежда Петрухина задумана и сконструирована драматургом и режиссёром совершенно фантастическим образом.
Петрухина — та, кто отчисляет ученика техникума, не разобравшись в ситуации, желает ему катиться на все четыре стороны, а потом вторично совершает по отношению к юноше громадную бестактность, припоминая его старшего брата, сидящего в тюрьме. Та, кто не умеет понять чувства своей дочери, иронизирует над возрастом её избранника, утверждает, что дочь его не любит, а самому зятю устраивает допрос с пристрастием. Так, кто режет торт, будто уничтожает противника. Та, кто грубо обходится с преданным ей одиноким мужчиной, который в течение долгих лет разделял с ней заботы и радости, понимая и поддерживая любимую во всём. Та, кто грубо отчитывает своего заместителя и в приказном тоне вынуждает его задержаться после работы, забывая о его просьбе отпустить пораньше в связи с днём рождения дочери.
Петрухина — та, кто замечает в неочищенной картофелине утёнка, женщина с лучистыми глазами, мягкой, доверчивой улыбкой. Та, которой соседские дети на животик сыплют песок, а она сама слегка приспускает пляжные трусики, подставляя тело солнышку. Женщина с хорошим чувством внутренней свободы, она легко отказывается от приготовления обеда для самой себя и отправляется в ресторан. Та, которая смущается в пивной, заговорщически, обаятельно говорит: "Мне поесть", застенчиво отказывается от копчёного леща", пьёт пиво, поёт и танцует. Та, которая легко знакомится с людьми, просто общается, даёт себя переубедить настойчивой журналистке. Видит нелепость поведения одной бабушки и сочувствует ей, пытается найти пропавшего студента, отправляет припозднившегося заместителя домой, нежно смотрит вслед дорогому человеку, который делил с ней заботы и радости в течение долгих лет. Та, которая покупает двести грамм винограда без пакета, прямо в ладошки, и долго несёт крупные ягода, потому что их негде вымыть, а потом подставляет счастливое лицо и руки дождю.
Та, которая взлетает, не вопреки и не ради, а затем, чтобы обрести "крылья".
Финал фильма и есть его кульминация.
Режиссёр Лариса Шепитько о фильме "Крылья": "В нашей героине как бы живут два человека. Один из них — юный, непосредственный, в чем-то даже наивный, увлекающийся, радостно воспринимающий жизнь. Второй — суровый, излишне уверенный в себе, в своей непогрешимости, привыкший решать многие вопросы лишь собственным умом.
В этом конфликте с собой побеждают юношеская чистота, воля, нерастраченное творческое богатство".
Мне кажется, что в конфликте с собой победить нельзя. Вспомним, что царство, разделившееся в самом себе, не устоит. Разрешить конфликт можно на другом уровне понимания. Конфликт с собой должен приводить не к победе одной условной "части" себя над другой "частью", а к миру с собой, к объединению "частей", к единству. Думаю, что полёт — способ достичь этого понимания.
Я вывожу из поля интерпретации все социальные и политические подтексты. Мне они кажутся несущественными. Для меня важно, что героиня даёт себе шанс.
Крылья — не подпорки и не убежище. Крылья дают другой обзор, дают тот самый новый уровень понимания.
Подписывайтесь!