Найти в Дзене
Умному недостаточно

Загадка фильма "Крылья"

"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в главной роли Майя Булгакова
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в главной роли Майя Булгакова


Тут
начало заметок о фильме "Крылья".

Я думаю, что его режиссёр Лариса Шепитько — режиссёр выдающийся, один из лучших не только в советском, но и мировом кинематографе.

Я думаю, что "Крылья" — большое кино, исключительно талантливо сделанное. В одном ряду с шедеврами французской новой волны и советского "оттепельного" кино, то есть фильмами Тарковского, Абуладзе, Иоселиани, Параджанова, Климова, Германа.

Я думаю, что актриса Майя Булгакова сыграла блестяще, она создала цельность из оппозиционных черт: мягкости и грубости, нетерпимости и чуткости, ума и глупости. Вместе с тем мне кажется, что героиня фильма бывшая военная лётчица, а ныне директор училища и активный общественный деятель Надежда Петрухина задумана и сконструирована драматургом и режиссёром совершенно фантастическим образом.

Петрухина — та, кто отчисляет ученика техникума, не разобравшись в ситуации, желает ему катиться на все четыре стороны, а потом вторично совершает по отношению к юноше громадную бестактность, припоминая его старшего брата, сидящего в тюрьме. Та, кто не умеет понять чувства своей дочери, иронизирует над возрастом её избранника, утверждает, что дочь его не любит, а самому зятю устраивает допрос с пристрастием. Так, кто режет торт, будто уничтожает противника. Та, кто грубо обходится с преданным ей одиноким мужчиной, который в течение долгих лет разделял с ней заботы и радости, понимая и поддерживая любимую во всём. Та, кто грубо отчитывает своего заместителя и в приказном тоне вынуждает его задержаться после работы, забывая о его просьбе отпустить пораньше в связи с днём рождения дочери.

"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в роли Павла — Пантелеймон Крымов
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в роли Павла — Пантелеймон Крымов
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько

Петрухина — та, кто замечает в неочищенной картофелине утёнка, женщина с лучистыми глазами, мягкой, доверчивой улыбкой. Та, которой соседские дети на животик сыплют песок, а она сама слегка приспускает пляжные трусики, подставляя тело солнышку. Женщина с хорошим чувством внутренней свободы, она легко отказывается от приготовления обеда для самой себя и отправляется в ресторан. Та, которая смущается в пивной, заговорщически, обаятельно говорит: "Мне поесть", застенчиво отказывается от копчёного леща", пьёт пиво, поёт и танцует. Та, которая легко знакомится с людьми, просто общается, даёт себя переубедить настойчивой журналистке. Видит нелепость поведения одной бабушки и сочувствует ей, пытается найти пропавшего студента, отправляет припозднившегося заместителя домой, нежно смотрит вслед дорогому человеку, который делил с ней заботы и радости в течение долгих лет. Та, которая покупает двести грамм винограда без пакета, прямо в ладошки, и долго несёт крупные ягода, потому что их негде вымыть, а потом подставляет счастливое лицо и руки дождю.

"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в роли Шуры — Римма Никитина-Маркова
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько, в роли Шуры — Римма Никитина-Маркова
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько

Та, которая взлетает, не вопреки и не ради, а затем, чтобы обрести "крылья".

Финал фильма и есть его кульминация.

Режиссёр Лариса Шепитько о фильме "Крылья": "В нашей героине как бы живут два человека. Один из них — юный, непосредственный, в чем-то даже наивный, увлекающийся, радостно воспринимающий жизнь. Второй — суровый, излишне уверенный в себе, в своей непогрешимости, привыкший решать многие вопросы лишь собственным умом.

В этом конфликте с собой побеждают юношеская чистота, воля, нерастраченное творческое богатство".

Мне кажется, что в конфликте с собой победить нельзя. Вспомним, что царство, разделившееся в самом себе, не устоит. Разрешить конфликт можно на другом уровне понимания. Конфликт с собой должен приводить не к победе одной условной "части" себя над другой "частью", а к миру с собой, к объединению "частей", к единству. Думаю, что полёт — способ достичь этого понимания.

Я вывожу из поля интерпретации все социальные и политические подтексты. Мне они кажутся несущественными. Для меня важно, что героиня даёт себе шанс.

Крылья — не подпорки и не убежище. Крылья дают другой обзор, дают тот самый новый уровень понимания.

"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько
"Крылья", 1966 год, реж. Лариса Шепитько

Подписывайтесь!