Для творческого коллектива свое название - это ценность. Худрук торжественно его придумывает, подписывает им дипломы, ездит с ним на все конкурсы. Его запоминают в городе и стране.
Но мало только придумать имя для коллектива. Чтобы закрепить его за собой, руководитель подает заявление в патентное бюро и регистрирует его как товарный знак.
Что будет, если этого не сделать?
Худрук может стать жертвой аферистов или потерять название, когда столкнется с "тезкой". Об этом - ниже.
Часто случается такая ситуация: худрук придумал коллективу название, прожил с ним много лет и потом все-таки решил подать заявку в бюро. Оказалось, что такое же или созвучное название уже зарегистрировал и использует другой коллектив или бренд. Тогда название придется менять - целиком или частично. Но перемена даже одного символа может выбить из колеи.
Так было у нас.
Когда мы выбирали название для театра моды, то открыли итальянский словарь и увидели красивое слово “Tempesta” - “молния, шторм, гроза”. Но Ольга Кузнецова, педагог по дефиле, сказала, что “молния” - это явление краткосрочное, и нужно добавить слово, которое продлит его жизнь. Добавили “Infiniti” - “бесконечность”. Получилось Tempesta Infiniti.
Спустя 13 лет я подала заявку на регистрацию товарного знака Tempesta Infiniti. Юрист меня “обрадовал”. Оказалось, что Infiniti - это товарный знак Toyota, и нам нельзя использовать это слово. Но мы можем переименоваться и взять вместо английского слова Infiniti итальянское Infinito, которое означает то же самое.
Когда он мне все это объяснял, у меня, конечно, случилось горе горькое, подкосились ножки, и жизнь мне стала не мила. Самый родной мой коллектив столько лет жил под этим именем, и теперь его надо поменять?
Но я в итоге увидела, что все равно получается здорово. Имя коллектива надежно стало нашим. Теперь оба слова в названии - итальянские. Это красиво, к тому же итальянская культура и язык больше подходят нам по характеру. Infiniti - это привычное и родное, а в Infinito есть загадка и интерес развития на следующие 15 лет.
Вот зачем нужно оформить товарный знак: у творческого коллектива будет законное имя, непохожее на другие.
Это первая причина.
Второе, что дает регистрация: защита от аферистов.
Есть правило:
кто первый подал заявку на товарный знак, тому он и принадлежит.
Этим правилом пользуются плохие люди, желающие заработать. Они следят за развитием частных коллективов и стараются выжать с них деньги.
Как они это делают: выбирают знаменитые, прибыльные коллективы, узнают, закреплен ли за ними товарный знак. Если нет, то подают заявку и оформляют имя коллектива на себя. Потом звонят руководителю коллектива и говорят: “Ваше название теперь принадлежит нам. Хотите вернуть себе имя - выкупайте”.
Цены колеблются от ста тысяч до полумиллиона. Аферисты смотрят: “Это производство детской одежды? Значит, полмиллиона. Коллектив? 150 000”. Я знаю многих художественных руководителей, которые платили эти деньги, выкупая свое название.
Также бывают недобросовестные конкуренты. Они оформляют на себя название успешного коллектива и открывают под ним “филиал”. Люди идут к ним, потому что доверяют сложившейся хорошей репутации.
Регистрация товарного знака стоит 30-50 тысяч. Ее можно сделать самостоятельно или с помощью патентного поверенного. В любом случае эта сумма меньше, чем аппетит мошенников. И чем раньше вы его зарегистрируете, тем лучше.
Третья причина оформить товарный знак: имя будет принадлежать вам. И если вы уйдете из государственного учреждения в частное, вы сможете забрать его с собой.
Что это значит? В трудовом договоре между учреждением культуры (например, дворцом творчества) и педагогом бывает прописан пункт: пока педагог или худрук работает здесь, все, что он создает, принадлежит учреждению.
То есть всей интеллектуальной собственностью, которую за годы наработал худрук - постановки, образовательные программы, названия групп и коллектива - распоряжается дворец. И если педагог уходит в декрет, или на пенсию, или увольняется и переходит в другой ДК или открывает свой центр, то дворец может сказать: “Название коллектива - наше. Мы его оставим, пригласим другого педагога и будем учить детей дальше”.
Вероятно, дворец не будет тратить деньги на товарный знак, спорить и судиться за имена и постановки.
Но может сложиться такая ситуация: например, худрук-хореограф ушел из дворца, открыл частную студию и продолжает там учить танцам, которые сам ставил еще во дворце. А дворец тем временем нанял нового хореографа, показал ему видео выступлений и попросил поставить так же - потому что имеет право. Это неприятно. Но если товарного знака на название коллектива у педагога нет - дворец будет прав.
Поэтому если вы, работая в ДК, создали коллектив, любите его, хотите сохранить, планируете в дальнейшем работать с ним как предприниматель - то не пожалейте времени и денег и зарегистрируйте имя. Есть нюанс: физическое лицо не может подать заявку, для этого нужно оформить ИП.
И необязательно ставить в известность своего работодателя: товарный знак будет принадлежать тому, кто первый подал на него заявку.
Четвертая причина оформить товарный знак: когда у вас есть право на имя, вы можете передать его другому.
Если вы художественный руководитель и хотите вывести свой коллектив на серьезный уровень, например, создать онлайн-школу или продавать франшизу - вам нужен товарный знак.
Даже если вас не интересуют огромные сцены, выходы в другие города и так далее, но вы хотите, чтобы сын, дочь, внук, ученик или партнер продолжил дело и стал худруком вашего коллектива - тоже нужно оформить товарный знак и зарегистрировать его на свое имя.