Найти тему
Разделочная

Что не так с Голливудом. Часть первая. Комиксы.

Как и любого другого профана в какой-нибудь области, меня периодически беспокоит зуд накатать простыню текста, где я всем расскажу, что правильно, а что нет. Поэтому я, как человек, не имеющий никакого отраслевого образования в сфере кинематографа, а равно и никаких практических навыков в этой области, решил рассказать миру, что сейчас не так с американским кинематографом. Пусть я не критик и не режиссёр, а всего лишь зритель.

Голливуд, и этого не отнять, образец для подражания к которому стремятся все остальные национальные кинематографы. Исключения, конечно, есть, тот же Болливуд, например, или китайцы, но даже они снимают так и о том, как и что снимают американцы, пусть и со своим национальным колоритом. Американцы, как законодатели киномоды, создали кино таким, какое оно сейчас, а все остальные пытаются им подражать, пытаясь переплюнуть их на их же поле.

Голливуд, как собирательный образ всей кинопромышленности США, действительно является и фабрикой грёз, и властителем умов. И на мой взгляд, эта фабрика испытывает серьезный кризис, вполне сравнимый с тем, который возник, когда массовое появление видеомагнитофонов привело всех к мысли о грядущей смерти кинематографа в том виде, в котором он существовал на тот момент.

Первая причина происходящего - засилье комиксоидов, которые ударили по самому важному - по конкуренции идей. И этот кризис только усилился за счет базового капиталистического характера кинопроизводства: минимум издержек и максимум прибыли. Вот такой вот парадокс.

-2

Прибыль - это прекрасно. Прибыль - это овеществленное проявление конкуренции, а конкуренция - залог развития. Так было до момента, когда Марвел решили снимать свое собственное кино и их оглушительный успех показал остальным схему прибыли без напряга и пыли, и конкуренция приказала долго жить.

Все кинулись снимать комиксы. А ведь это достаточно примитивная форма графического искусства, в основе которой простенькие (если не сказать, тупенькие) архетипичные сюжеты. Любителей комиксов прошу сдержать праведный гнев, конечно же, имеются образцы умных и тонких комиксов, но, увы, не они в мейнстриме, не они кассово успешны, не они задают тренды в этой сфере. Они лишь исключение из правил.

Комикс даёт уже готовую, хоть и примитивную идею, которую осталось разбавить диалогами. Комикс, по сути, готовая раскадровка будущего фильма, что позволяет использовать режиссеров и операторов, как ремесленников, а не творцов.
Что сделали Марвел? они добавили в эту формулу успеха три составляющих: бюджет, суперкачественные спецэффекты и суперзвёзд. Особенно здорово эта схема сработала в комиксах про супергероические команды, когда в один фильм можно привлечь кучу звезд разной величины (куча - не стилистический недочет, имейте в виду).

Комиксы снимали и раньше. Но относились к ним свысока, возможности технической реализации фантастических способностей супергероев требовали небывалых вложений, вот никто и не рассматривал комиксы, как основу для блокбастеров. Подход Марвел ситуацию резко изменил, и внас захлестнул поток комиксоидов. Огромные деньги, вложенные в их производство, и звёзды первой величины поначалу сделали своё дело - прибыли кратно перекрыли вложения. Билеты, мёрч и т.д. принесли просто баснословные барыши.
Конкуренты решили, а чем они хуже? Главное, замылить зрителю глаза спецэффектами, привлечь оставшихся после Марвел звёзд Голливуда и остаётся стричь купоны. Схема съемки комиксов стала в Голливуде базовой моделью ведения дел.

Но пошли сбои, в том числе и у Марвел.
Нет-нет, спецэффекты и суперзвёзды пока на месте. Но зрители все чаще и чаще игнорируют многочисленные новинки комиксоидов, на слуху и в зоне интереса остаётся все меньше проектов, которые зритель ждёт. Часто со страхом от ожидания разочарования в очередном режиссере, супергерое. На плаву, пожалуй, только Джеймс Ганн, остальные (Вайтити, Уидон, Миллар) уже успели разочаровать даже фанатов.
Всё это привело к тому, что наступила эра содержательного примитивизма кино. Думающий зритель это понимает и осознает, а не думающий просто устает от потока одной и той же истории, рассказываемой в 100500-й раз. Визуальное богатство, которым мощнейшие CGI-станции украшают эти блокбастеры, уже не могут скрыть не только пустоту историй, которые зрителю рассказывают с экрана, но и изначально свойственное комиксам наплевательское отношение к законам реальности. Активное пересыпание речи героев псевдо-научными терминами, наличие сложенных из говна и палок новых законов физики, химии, биологии уже невозможно игнорировать даже мантрами об условности кино в целом и жанра в частности. Аргумент "этот фильм надо смотреть, отключив мозг" тоже уже не работает, так как отключить мозг настолько, насколько это нужно, не возможно физически, ну, только если не выстрелить себе в висок.

Так комиксы, став успешными кинофраншизами, задушили фантазию и страсть Голливуда к фантазии, убив конкуренцию идей и концепций. Думаю, что на какое-то время. И верю, что что эта напасть в конце концов будет преодолена. Чем и хочу завершить первую часть моего некролога о Голливуде.