Первая мировая война начиналась с небывалого патриотического подъёма, именно о ней в России говорили: «Великая война», «Вторая Отечественная», «Великая Отечественная». Многие женщины стремились на фронт, чтобы воевать с врагом вместе с отцами и братьями. Многие на той войне становились сестрами милосердия. Но и эти доброволицы — забытое ныне слово — старались попасть ближе к передовой, где их помощь воинам была особенно необходима.
Одна из них — Мария Петровна Жукова, представительница известной в Гжатске купеческой фамилии. Бывшая гимназистка, воспитанная на героических примерах своих предков, «…кои в обществе имели доверие, исполняли обязанности с желанным рвением и усердием, заботясь о благе общественном», решила также посвятить себя служению Отечеству.
Ещё в далёком 1812 году, когда над Родиной нависла смертельная опасность, Иван Жуков пожертвовал для казны «кулей для провианта», отправляемого в Смоленск, на сумму 3500 рублей. Предок Марии Петровны обеспечивал проходящие через Гжатск полки и команды с хлебом и фуражом. В период неприятельского нашествия сам купец потерпел большие убытки «Недвижимого в каменных и деревянных домах и 12 торговых амбарах на сумму более 40000 рублей».
За бескорыстную любовь к своему народу Иван Жуков был представлен к бронзовой медали в память о войне 1812 года, специально учреждённой для представителей третьего сословия. Упоминание о нём сохранилось в журнале Смоленского губернского правления, куда был помещён список с именами тридцати восьми награждённых купцов. Среди прочих называются четыре гжатские купеческие фамилии, в том числе «Иван Казмин большой Жуков». В этом же документе перечислены заслуги его предков, «Находившихся в течение ста лет с самого начала освоения Гжатской пристани по торгу и коммерции в отличнейшей степени…» и о привилегиях, дарованных им монархами в разное время.
Теперь, когда Родине вновь угрожала опасность, Жуковы поднялись на её защиту. На фронт ушёл Михаил и Пётр, следом за братьями Гжатск покинула Мария. Из-за нехватки кадров сестёр милосердия она, не имея должного образования, была принята на службу после прохождения краткосрочных курсов.
«[Милый], дорогой Петя, [поздравляю] тебя с [прошедшим днём] Ангела. Желаю [тебе счастья] и благополучия. [Извини], что моё поздравление [пришло поздно]. Далее неразборчиво.
Благодаря [неразборчиво] событиям — работа [неразборчиво] с утра до ночи, да к тому же и почта некоторые дни плохо функционировала. Я тебе давно хочу написать письмецо, много хотелось рассказать, да вот получила сегодня от мамаши письмо, что ты приедешь скоро домой. Так тебе мамаша порасскажет. Она в [неразборчиво], здоровье, пишут, стало лучше. Нового у меня ничего нет. Здоровье хорошее, но зато имею [неразборчиво]. Целую твоя сестра Маня».
Это послание было адресовано в действующую армию «Поручику Петру Петровичу Жукову, адъютанту 1-го дивизиона 62-й Артиллерийской бригады».
Жуковых не миновала горькая чаша войн, революций и гонений. Им, как и многим представителям третьего сословия, пришлось со временем «раствориться» в крупном мегаполисе, сохраняя при этом верность своей семье, помогая выжить в тяжёлую годину.
Наверное, они могли бы покинуть Родину, как и тысячи их соотечественников, но не захотели. Возможно, верили, что жизнь скоро стабилизируется и они вновь, как и двести лет назад, будут полезны своему Отечеству.
⃰ Авторская орфография и пунктуация сохранены
Маргарита Лебедева, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Объединенного мемориального музея-заповедника Ю. А. Гагарина.