Ребёнок до 7 лет главное своё развитие получает в свободной, спонтанной игре, это подтверждается многими экспертами-психологами, зарубежными и отечественными. При этом мы имеем в нашем современном обществе следующее - почти все родители хотят развивать и обучать дошкольника («ведь все так делают, а вдруг мой отстанет?»), причём под игрой часто воспринимают обучение в игровой форме. Но это не НАСТОЯЩАЯ ИГРА!
Настоящая детская игра – это спонтанное, свободное, окрылённое, эмоционально окрашенное действование, целью которого является сам процесс и получение радости и удовольствия. И именно в этом ребёнок получает своё главное развитие, чтобы вырасти успешным человеком. И мне порой кажется, что мало кто из современных родителей это знает))) Ужас и абсурд какой-то.
По последним российским исследованиям, только у 5% детей в возрасте 5-6 лет высокий уровень игры, а у 60% - очень низкий.
Родители говорят «иди, поиграй», а подразумевают «иди, не мешай» с расчётом, что ребёнок научится играть в детском саду. Однако и там обучение детей начинается с четырёх лет. Вот и смещается в жизни многих современных детей фокус внимания на получение разнообразных навыков, обучение знаковым системам – буквам, цифрам и т. д.
Кроме того, в детском саду малыши не могут перенимать игру, так как группы, как правило, одновозрастные, все играют примерно на одном уровне, а воспитатели редко играют с детьми, и в основном – в игры по правилам.
По исследованиям 62.5% воспитателей имеют уровень развития игровой деятельности ниже среднего (а 22% - нулевой!).
Получается, что детская возрастная игра – это сегодня исчезающий вид деятельности, которую впору заносить в Красную Книгу.
Психологи называют следующие аспекты влияния игр на детское развитие:
• Познание окружающей действительности: дети узнают назначение и свойства предметов. Параллельно развиваются все виды памяти, мышления, воображение, внимание.
• Совершенствование физических навыков: ребёнок осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело и учатся им управлять.
• Развитие воображения: в процессе игры дети наделяют предметы новыми, порой необычными свойствами. Причем они понимают, что все происходит «понарошку», однако «взаправду» видят в палке – лошадку, в листьях дерева – денежные купюры, в глине – тесто для пирога.
• Развитие речи: в ходе сюжетно-ролевых игр ребёнок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается о взаимоотношениях персонажей игры.
• Развитие нравственных и моральных качеств: ребёнок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении. Однако тут требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
• Эмоциональное развитие. Малыши учатся сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети «прорабатывают» свои эмоциональные проблемы – страхи, тревожность и агрессивность, почему игротерапия и является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.
То есть в игре развиваются все аспекты организма и личности маленького человека.
Чем «лучше» играет ребенок, тем интенсивнее развивается лобный отдел коры головного мозга, который отвечает за большинство когнитивных функций – самых сложных процессов, управляемых головным мозгом: память, речь, интеллект, выполнение целенаправленных действий и целостное восприятие действительности. Ребёнок учится отличать важную информацию от несущественной, осознавать и организовывать собственные мысли и чувства, планировать свои действия.
Поддерживая детскую игровую деятельность сейчас, мы даем ребёнку возможность и в настоящем и в будущем проживать насыщенную и счастливую жизнь. Жизнь, в которой он не будет плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам, а будет активным участником и со-творцом своей судьбы, уверенным и успешным!
ВИДЫ СЮЖЕТНЫХ ИГР. Игровые ступеньки
Когда я спрашиваю родителей, какие виды игр они знают, то большинство из них отвечает, что дети играют в дочки-матери, больницу, пожарных – то есть называют сюжетно-ролевые игры. Это действительно очень важные игры, именно с них начинается активное развитие ребёнка. Небольшие сюжеты дети начинают разыгрывать уже с двух – двух с половиной лет. Но есть и другие виды игр, которые готовят ребенка к полноценной сюжетно-ролевой игре.
Иерархия детских игр наглядно представлена психологом Еленой Кравцевой в виде игровых ступенек. Сколько видов игр существует у ребёнка-дошкольника! Подрастая, дети переходят от одних игр к другим, как будто шагают по ступенькам.
1–3 года. Предметно-манипулятивная деятельность. Исследование предметов на вкус, форму, размер, тепло, тактильность, цвет, массу, звучание и различные действия с ними.
1,5–2,5 года. Отобразительная игра. Воспроизведение действий взрослого: варим кашу, кормим куклу, моем посуду, забиваем гвозди и т. д.: «Я как мама!», «Я как папа!».
3–4 года. Режиссерская игра. Игры с маленькими игрушками и предметами- заместителями.
4 года – 5 лет. Образная игра. Дети представляют себя в разных образах: животных, сказочных героев и т.д.
5–6 лет. Сюжетно-ролевая игра. Дети разыгрывают социальные сюжеты, когда важно проиграть все социальные роли, которые они знают: дочки-матери, больница, школа, магазин и т.д.
6–7 лет. Игры по правилам. Настольные, командные, дворовые игры.
7 лет и старше (и вплоть до юношеского возраста). Режиссерская игра высокого уровня. Для игры не нужны игрушки, игровое пространство и партнёры по игре. Вся игра происходит в воображении ребёнка.
текст из книги "СЧАСТЛИВАЯ МАМА-2. Мои источники гармонии радости и вдохновения" (автор Елена Гринталь)
ЭТАПЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ ОТ ГОДА ДО СЕМИ ЛЕТ
19 мая 202319 мая 2023
942
4 мин