Отдельные банковские счета - не единственный способ расчетов по гособоронзаказу. Финансирование ГОЗ также может осуществляться через Управление Федерального Казначейства (УФК).
Что же такое казначейское сопровождение?
Казначейское сопровождение представляет собой осуществление операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения Федеральным казначейством, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ. Основной целью этого процесса является контроль за использованием средств из бюджета.
Перечень целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению, определен в части 2 статьи 5 Федерального закона №390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". В этот перечень включены:
1) субсидии, предоставляемые юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.
2) субсидии, предоставляемые федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с пунктом 2 и пунктом 4 статьи 78.1, а также статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ.
3) взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (и их дочерних обществ), вклады в имущество юридических лиц, не увеличивающие их уставные капиталы, если их источником являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные выше в пунктах 1 и 2.
4) авансовые платежи по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями взносов (вкладов), указанных в П.3, с исполнителями по контрактам, источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады). Исключения прописаны в ПП №655-р;
5) авансовые платежи по госконтрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (кроме госконтрактов, заключаемых в целях реализации ГОЗ), заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более;
6) расчеты по госконтрактам, заключаемым в соотв. с П.2 ч 1 ст 93 44-ФЗ " на сумму более 600 тыс. руб., а также расчеты по контрактам, заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600 тыс. руб.
В 2022 г. казначейское сопровождение в отношении средств, предоставляемых на основании заключаемых на сумму менее 5 млн руб госконтрактов, указанных выше, не осуществляется;
7) расчеты по госконтрактам, заключаемым в целях реализации ГОЗ на сумму более 600 тыс. руб., а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600 тыс. руб.
В 2022 г. казначейское сопровождение в отношении средств, предоставляемых на основании заключаемых на сумму менее 5 млн руб вышеуказанных контрактов не осуществляется;
8) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в П. 4 и 5 госконтрактов (контрактов, договоров).
В 2022 г. казначейское сопровождение средств, предоставляемых на основании заключаемых на сумму менее 5 млн руб контрактов, заключенных в рамках исполнения госконтрактов, не осуществляется. Данное условие действует ТОЛЬКО для контрактов, заключенных после 28.05.2022 г.;
9) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Казначейское сопровождение не осуществляется в отношении средств, перечисленных в статье 242.27 БК РФ. Важно понимать, по какому основанию (из вышепечисленных) осуществляется казначейское сопровождение, чтобы понимать, на каких условиях работать с кооперацией.
При казначейском сопровождении расчеты по контрактам происходят на лицевые счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства. Для каждого уровня бюджетной системы открывается отдельный лицевого счет.
Порядок открытия лицевых счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Приказ №44Н) следующий.
Для создания лицевого счета необходимо предоставить заявление на форме КФД 0531368 и нотариально заверенную карточку с образцами подписей при первом обращении.
При первом контракте, предприятию открывается единый лицевой счет с кодом "71". При последующих контрактах, открываются разделы в рамках этого лицевого счета. Реквизиты самого лицевого счета остаются неизменными, за исключением аналитического кода раздела.
Следующий этап - подключение к ГИИС Электронный бюджет.
Далее, после открытия лицевого счета предприятию необходимо определиться с направлениями расходования целевых средств и заполнить документ Сведения об операциях с целевыми средствами. Сведения утверждаются заказчиком, либо самостоятельно, если заказчик предоставил такое право. Право на самостоятельное утверждение может быть как в договоре, так и письменно по форме, утвержденной Приказом 214н.
Сведения направляются на санкционирование в территориальный орган Федерального Казначейства. После поступления средств на лицевой счет и при наличии зарегистрированных в территориальном органе Федерального Казначейства Сведений, можно расходовать средства, по указанным в Сведениях кодам. При заполнении Сведений используются укрупненные коды. Детализированные коды указываются в платежных поручениях.
В 2022 году порядок санкционирования операций с денежными средствами утверждены Приказом Минфина от 29.12.21 №214Н. Приложениями к Приказу утверждены форма Сведений, коды поступления и направления расходования денежных средств.
Приложением №5 к Приказу утверждена форма Разрешения на самостоятельное утверждение Сведений.
Режим лицевого счета предусматривает включение в контракты условий, утвержденных Постановлением Правительства от 24.11.21 №2024. Если контракт предполагает казначейское сопровождение, предприятию очень важно на этапе подписания такого контракта изучить все возможности относительно режима лицевого счета,в особенности - каким образом разрешено расходовать денежные средства, исходя из условий и формулировок, указанных в контракте. При этом, есть особенности, как для торговых предприятий, так и для производственных.