Найти в Дзене
Игорь Орлов

Загадочная история про спасенную блудницу. Много вопросов.

Оглавление
Фото из Яндекс  Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Не столь давно мое внимание было привлечено статьей некого афонского старца Афаниса Святогорца про благочестивого мужа, вытащившего из бездны греха блудницу.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Перечитал статью много раз, побывал на форуме по этой статье, но у меня остались вопросы, как от нерешенной загадки.

Кратко поведаю вам суть этой истории и какие вопросы возникли у меня. Захотите поделиться своими догадками – пишите в комментариях.

Суть истории о муже и блуднице.

Старец Афанис так говорит нам, что когда-то давно (когда именно, нет уточнения) в Афинах, Греции, жил очень благочестивый человек по имени Николай. Он любил Бога, жил духовной жизнью, постился, молился и имел в себе Божий дар милости.

Афины, Греция.
Афины, Греция.

Когда ему исполнилось 35 лет, он уже выдал замуж двух своих сестер и задумался о том, чтобы жениться самому.

И здесь ему приходит идея, не просто жениться (для счастья семейной жизни, по любви к любимой женщине), а сотворить на этом поприще подвиг во славу Христа.

Он решил жениться на откровенной блуднице и спасти ее от этого (и сопутствующих) грехов.

Николай пошел в дом разврата и сказал первой попавшейся ему блуднице:

«Пойдем со мной! Я пообещал Богу, что вытащу хотя бы одну душу из грязи. Я тебя вытащу отсюда. Хочешь быть моей женой?»

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Девушка (она была очень молодой) ошалела от таких слов, была сильно ошарашена ими, и использовала это предложение, как шанс для своей новой жизни.

Николай ей поставил условие: она должна покаяться, исповедаться в нечестивой жизни.

Блудница так и поступила.

Хорошо ей стало. Она даже внешне уже выглядела иначе: чище, светлей.

Прошло много лет. Этой семье, как следует из этой истории, Бог не давал детей.

К блуднице, по прошествии достаточно большого времени, вновь вернулся грех блуда. С еще большей силой. Теперь она стала не просто блудницей, а изменницей мужу.

От этого телесного греха она даже стала помешанной, странной на уровне ума и психики.

Николай не знал, как ему поступить и принял такое решение, которое довел до своей изменницы жены:

«Слушай, я не держу на тебя зла. Я оставлю тебе все свое имущество и средства, а сам уйду на Святую Гору (Афон). Если меня там оставят, то приму постриг на Святой Горе. Если же нет, вернусь назад и будем думать, что делать дальше».

Николай поехал на Афон к некоему старцу Савве. Савва, узнав честную историю и мотивы души Николая, не благословил его пребывание на Афоне.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Савва сказал так:

«Тебе здесь делать нечего. Даже думать об этом уже грешно. Ты пообещал спасти свою жену. Возвращайся назад и возьми ее обратно к себе, и постарайся постом, молитвою, бдением и милостыней спасти ее...».

Николай не хотел исполнять этот наказ старца (он больше хотел остаться на Афоне, и спасать душу свою, а не чужую), но по молитве ему даны были силы исполнить.

Николай вернулся.

Жена ждала его. Она приняла его с радостью, покаялась вновь и решила начать новую жизнь.

Но ей это не удалось. Силы сопротивления (зла) оказались выше сил добра в ней. Она вновь стала жить нечестивой жизнью. К этому прибавилось большее: она теперь стала еще всячески оскорблять и изводить мужа психологически, морально. Ее будто бы злило то, что муж каждый день и каждую ночь молился за нее. Не благодарность испытывала жена к мужу за его старания и духовную помощь ей, а злобу, ненависть. Это уже не просто что-то безумное, а демоническое?

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

С тех пор, как Николай взял в жены блудницу прошло уже 15 лет (то есть ему было уже 50 лет). Детей у них не было. Но он уже жил постом и молитвой постоянно. Ему ничего не оставалось другого, живя с обезумевшей, демоничной женой, блудницей и изменницей. Вот ведь выбрал беду на свою голову!

На всякую греховную выходку жены он творил добродетель поста, молитвы и прощения. Но силы его человеческие были на исходе.

Наступил Великий пост, первый понедельник поста, который именуется Чистым Понедельником. В ночь с воскресения на понедельник Николай упал на колени перед Богом, и сказал:

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

«Боже мой, просвети ее и дай ей подлинное покаяние или забери меня. Я больше не могу! Я не выдержу эту пытку еще целых пятнадцать лет!».

Он молился всю ночь ту за жену. А где в это время была та?

Она вернулась с очередного блудного романтического приключения под утро. Увидела мужа, стоящего на коленях перед иконой и молящегося. Услышала, как он молится за нее горячо Богу. И что-то от Бога дошло до нее. Она ужаснулась своей порочной жизни очень сильно, до глубин спрятанной внутри и спящей совести. Жена упала перед мужем на колени, и сказала:

«Прости меня, прости меня, ничтожную, в последний раз! Последний и единственный раз прости меня!».
Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Николай имел силы простить.

Глубокое раскаяние. Фото из Яндекс Картинки
Глубокое раскаяние. Фото из Яндекс Картинки

Они вместе - муж с женой - провели тот Великий пост в строгом посту, молитве, покаянии. Нечисть, бывшая в душе этой блудницы, оставила ее безвозвратно. Вскоре, Бог подарил этой семье двух прекрасных детей.

Николай, заключает старец Афанис, сдержал клятву свою перед Богом и вытащил одну душу из бездны греха.

Вот краткая история.

Несколько вопросов и недоумений.

1. Кто такой старец Афанис Святогорец?

Я не нашел ничего о нем. Такой вопрос задавали люди и на форуме. Был ли он в реальности, в каком монастыре (из 20) на Афоне подвизался, в какие годы, у каких наставников, чем прославлен в Боге?

Ничего найти о таком старце не удалось. Может быть вы знаете его?

2. Когда, в каком веке произошла эта история?

То есть, какие тогда были нравы, уровень культуры и прочие важные вещи. Тоже информация не найдена.

3. Это история или притча?

Большинство читателей назвали это притчей. Причем, притчей о терпении. Но мне кажется, что это притча о подвижничестве (от слова «подвиг»), потому что Николай взял на себя подвиг спасения блудницы.

Вы как думаете?

4. Христианская ли эта история?

Это главный вопрос, возникший у меня. Объясню, почему.

Николай взял на себя некий подвиг. А кто благословил его на это? Если бы Христос подал бы ему знак – это одно. Если бы опытный наставник, духовник - тоже понятно.

А когда человек сам берет на себя какой-то подвиг, то не проявляет ли в этом он свою самость, а не следование Воле Божьей? Не является ли эта воля человеческая тем, что святой Максим Исповедник именует "гностической волей" в человеке, волей вредной, противоборствующей Божьей?

Святой Максим Исповедник, богослов, -христолог, победитель ереси монофелитов. Говорит о наличие в человеке двух воль: Божественной и человеческой. Если человек живет по Богу, то человеческая воля согласуется с Божьей, человек уверенно действует по Богу, если игнорирует Божью, то развивает гностическую, безбожную волю, причину многих человеческих трагедий, страданий и бед.
Святой Максим Исповедник, богослов, -христолог, победитель ереси монофелитов. Говорит о наличие в человеке двух воль: Божественной и человеческой. Если человек живет по Богу, то человеческая воля согласуется с Божьей, человек уверенно действует по Богу, если игнорирует Божью, то развивает гностическую, безбожную волю, причину многих человеческих трагедий, страданий и бед.

Может быть Христос хотел наградить Николая за благочестивую жизнь хорошей женой, а не блудницей? А Николай последовал своей (гностической) воле, а не вопросил Волю Божью и не принял ее.

5. Модель спасения грешника в этой притче несколько странная.

Фактически, Николай взял на себя Крест грехов блудницы, чужой Крест, не свой, то есть взял на себя роль маленького искупителя. А не богохульство ли это и не превышение ли человеческих полномочий и меры?

Разве человек спасает, не Бог?

Если бы блудница сама бы искала Бога, каялась – это нормальная модель спасения, идущая от самого спасаемого. Как и должно быть.

А когда за нее кается, постится, страдает другой, то блудница просто сидит на шее такого молитвенника, страдальца, свешивает ножки и продолжает греховную жизнь в больших размерах. Что и видим в этой истории.

6. Сравнение и аналогия со святым Виталием

Мне приходит на ум аналогия с другим спасителем блудниц – святым Виталий Александрийским (об нем была статья на этом канале, очень интересная и популярная, кому интересно - найдите, почитайте).

Так вот, святой Виталий шел в дома терпимости, платил свои, заработанные, деньги за блудниц, но не имел их плотски, а дарил им совместную молитву за них, помогал их спасению. И многих блудниц через Виталия спас Христос. Не Виталий, как человек, а Христос, как Бог, через Виталия.

Святой Виталий Александрийский, через которого Христос спас в Александрии не одну блудницу (об этом есть статья на канале, почитайте, кто не читал и кому интересно). Виталий не женился на каждой блуднице, не тянул ее всю жизнь на буксире самопожертвования. Он молился за каждую падшую, молился вместе с ней и помогал найти новую жизнь со Христом, а не с блудом. Он дарил падшим не себя, а Христа.
Святой Виталий Александрийский, через которого Христос спас в Александрии не одну блудницу (об этом есть статья на канале, почитайте, кто не читал и кому интересно). Виталий не женился на каждой блуднице, не тянул ее всю жизнь на буксире самопожертвования. Он молился за каждую падшую, молился вместе с ней и помогал найти новую жизнь со Христом, а не с блудом. Он дарил падшим не себя, а Христа.

А здесь, Николай, по сути принес в жертву себя, а не подарил своей блудливой жене Христа. Спасает Христос, а не человек.

7. «Стоит ли овчинка выделки?».

Был мой вопрос после прочтения этой истории. Николай, бедный, самопожертвенный Николай, 15 лучших лет, данной ему Богом жизни, посвятил блуднице, чтобы ее жизнь сделать лучше.

Неужели в его жизни не было другого большого смысла жизни, который открывает Христос каждому человеку, ищущему истинный смысл своей жизни?

Жить за другого человека, то есть делать 2:0 в его пользу, может быть и подвиг, но только совершающий его имеет счетом 0, а грешник 2. Мы убираем с грешника ответственность, усилия, а все делаем за него. Не балуем ли и не развращаем его такими своими действиями?

Послесловие.

Вот такая история, такие мысли.

Если хотите поделиться своими – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.