В текстах этого блога имеется существенный перекос в сторону азиатских «парней в помаде» – развлекательного контента, ориентированного на женскую аудиторию.
К некоторым «парням в помаде» прилагается своеобразный «шлейф» – массы поклонников, которые сами по себе начинают развлекать так, что автоматически возникает вопрос: «Что это было?». Например, скучающий Чонгук, полезший среди ночи в интернет, переходя из одной социальной сети в другую, собирает 16,5 миллионов зрителей, половина из которых пытаются 4,5 часа уложить его спать... при этом они умудряются притормозить Instagram. После такого хочется разобраться, как эти передовики-инфлюэнсеры добились такого успеха, на какие кнопочки понажимали в мозгах публики, что массы народа начинают вести как саранча, опустошая склады рекламодателей, попутно совершая кучу коллективных действий.
NB! Далее будет текст статьи, в котором нет ни одной мысли автора блога, это попытка собрать воедино тезисы обсуждений, которые случились в комментах к статье. За что я чрезвычайно благодарна читательницам, «Краповым береткам» канала.
Численность поклонников boy-band BTS, по разным оценкам, достигает от 40 до 45 миллионов человек. Даже если цифры сильно преувеличены, оставшиеся сравнимы с численностью небольшого государства. Например, население Нидерландов – ~17,8 миллионов человек.
(иллюстрация отсюда)
Первый набор в официальные ряды поклонников был объявлен 9 декабря 2013 и продолжался до 31 декабря 2013. (И это правильно, пряниками нельзя одаривать всех, только шустрых и сообразительных. прим. автора).
Было еще несколько ежегодных наборов с 2015 по 2020 год. Поклонники получают стандартный набор: удостоверение и «пиво, только членам профсоюза» ©. (Мобильная членская карта. Возможность приобрести специальные товары BTS. Преимущества покупки контента BTS на Weverse.
Возможность заранее бронировать концерты BTS и участвовать в розыгрышах. Возможность подать заявку на посещение музыкальных шоу с участием BTS. Просматривать эксклюзивные для участников изображения, видео и звуковой контент на BTS Weverse. Возможность подать заявку или принять участие в специальных онлайн- и офлайн-мероприятиях BTS. Возможность приобрести членский комлект.)
Сколько членов с удостоверениями достоверно известно только человеку, который нумерует удостоверения, а действующих – сотрудникам служб доставки, рассылающих комплекты с фотоальбомами.
Все остальное подпадает под анекдот. Приходит 80-летний дед к врачу:
– Доктор, я со своей старухой могу только раз в месяц и то не всегда.
– Ну и что, для Вашего возраста это нормально.
– Дык, сосед у меня, ему 82, рассказывает, что он может хоть каждую ночь...
– Дедушка, ну а кто Вам-то мешает рассказывать?
К «организации с удостоверениями» добавляется, огромная по численности, «дикая дивизия», которым удостоверение и фотографии кумиров не нужны, но обсудить контент, поставляемый BTS – страсть как интересно. Не только обсудить, но в некотором случае получить какие-то выгоды, от материальных до каких угодно... моральных, эстетических, образовательных... станцевать танец, погадать на картах и привлечь публику, написать роман со знойным названием «Я и Чонгук в моей постели»... долбануть в голову может, что угодно.
Третья категория – зрители, просто зрители... посмотрели BTS, посмотрели, что рассказали о BTS.
Все три категории составляют «Объединение поклонников BTS» (намеренно ввела этот термин, чтобы не путать с ARMY). Именно эта структура может организовать «флешмоб»: занести Тэхена в Книгу рекордов Гинесса (самое быстрое время достижения 1 миллиона подписчиков в Instagram – 43 минуты), раскупить товары рекламодателя, внести в топы чартов песню или просмотреть ролик на YouTube миллиарды раз. Таким образом, автоматически превращая участников BTS в одних из самых влиятельных инфлюэнсеров в мире.
Первый вопрос: «А чО такого? Кто этого не делает? К любому boy-band приставлены толпы поклонниц... Поклонники доставали кумиров во все времена... некоторых даже били по лицу. С этими что не так?»
Коллекция объяснений:
– BTS зашли на территорию, где масса народа (женская часть аудитории) была обделена зрелищами.
– Группа чуть лучше других поет и танцует.
– Тэхен семь лет в десятке самых красивых мужчин мира.
Все это разбивается о цифры и железный аргумент специалиста.
Екатерина Шипова:
«Думаю, (этого) недостаточно. Иначе их фанатская база так и осталась бы на уровне 3-4% от всего сектора k-pop. А реальность такова, что очень большая доля поклонников BTS не является фанатами k-pop в целом, они фанаты конкретно бантан.»
Два фактора определяет секрет влияния BTS в виртуальном пространстве:
1) устройство фандома;
2) контент, имеющий социальную направленность.
«Объединение поклонников BTS» – это сетевая структура, в зависимости от ситуации и точки зрения может демонстрировать разнообразные признаки от виртуальной толпы (флешмобы) до секты.
Елена Бражникова
По-моему уже в наличии все признаки политеистического культа – объекты поклонения, предметы поклонения (фотобуки), подношения, мифологизация (фанфики), ритуальные проявления (Юнги, мерри ми - к месту и не к месту), экстатическое поведение, стычки за место объекта поклонения в иерархии.
Екатерина Шипова
Ну, в определенном смысле дошло (до создания касты жрецов). Взять к примеру банеры и светящуюся рекламу на самых крупных городских сооружениях к дням рождения мемберов (чем не храмы?). За деньги фандома (верующих), между прочим. «Жрецы» тоже есть – руководители ячеек арми, которые организуют стримы, голосования, сбор средств на благотворительность или поддерживающие акции, организующие согласованные действия и дисциплину фанатов на концертах, выставки и т.п. А батальон переводчиков контента на все языки и юристов, которые проводят вполне грамотную работу по защите прав айдолов? И т.д., и т.п. То есть это уже не культ, а вполне себе церковь – вполне организованная, с иерархией и способная на последовательную деятельность.
Основная нагрузка по подготовке и распространению контента приходится именно на наиболее мотивированные и организованные ячейки, т.н. «ядро».
Здесь возникает вопрос: как устроено «Ядро Объединения поклонников BTS»?
Любые источники, описывающие фандом изнутри, разве, что на фотобуке Тэхена не клянутся, что он существует исключительно как сеть, но если копнуть чуть глубже, получается совсем иная картина.
Выдержки из статьи «Pacenotes: знакомство с BTS ARMY», автор Вонг Джун Ян.
Говорят, что фандом BTS чрезвычайно плоский и не иерархический. Но если вы вкладываете больше усилий, не приобретете ли вы и более высокий статус?
Это определенно спорный вопрос о том, существует ли иерархия. Итак, основываясь на своем опыте, на основании своих исследований, я бы сказал, что иерархия существует, но не в том смысле, что вот лидер, а вот люди, работающие под его началом.
АРМИ считают себя действующими без лидера. У них очень мало лидеров, но они действуют по системе и структуре, которая уже существует, верно? Итак, у вас есть эти хабы или основные аккаунты, у которых масса подписчиков. Думаю, что существует только иерархия социальных сетей, что тот, у кого больше всего подписчиков, имеет большее влияние...
Так что да, с точки зрения иерархической структуры, как я это вижу. Есть базовые учетные записи, которые имеют влияние, большая часть сообщений действительно направляется этими учетными записями, как часть сети. Но в целом, лидера нет и я не совсем согласен с плоской структурой...
Итого: Лидера нет, но есть точки влияния.
Ядро, система «точек влияния» с «ассоциативным членством» – это именно организованная структура с централизованным управлением, подчиняющаяся определенным правилам. (Екатерина Шипова)
Выстроена система: инфлюэнсеры для инфлюэнсеров. Это ядро – наиболее ценная, стратегическая часть фандома.
Статья из серии