Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Я-сообщения. Освоение навыка в работе с детьми. Иллюстрация рабочего случая.

Иллюстрация приводится с клиентского разрешения.

Работаю с девочкой подростком по запросу обратившейся мамы, касательно сложных отношений последнего периода времени 12-летней девочки (дочери клиентки) со своей бабушкой (мамой моей клиентки) в отсутствии родителей, когда бабушка приглядывает за внуками: старшей внучкой и младшим внуком. Обе (и бабушка, и дочь) жалуются маме на частые трения и конфликты.

Спрашиваю Варю: "Что лично ты, Варюша, думаешь про конфликты со своей бабушкой?"

Варя: "Бабушка всё время занята телефоном, сидит на "Одноклассниках", переписывается с кем-то или болтает по мобильному, а мне в решении уроков требуется помощь. Я к бабушке - она занята. Делай, мол, сама, я сначала помогу Коле, а уж потом, когда закончим, - тебе. А у меня накапливаются вопросы, я не справляюсь. Ну, разве она права?"

Задаю ребёнку определяющие вопросы: "Что ты чувствуешь в связи с этим, и чего бы тебе хотелось (какого развития ситуации)?"

Варя: "Я чувствую обиду и злость, потому что бабушке всё время не до меня. Мне хотелось бы, чтобы она приходила ко мне на помощь, когда я к ней обращаюсь!"

Спрашиваю Варю: "Варечка, помнишь ли ты сказку Осеевой "Волшебное слово"? В этой сказке мудрый старичок, которого мальчик принял за волшебника, открыл ему одну тайну - чудесное, волшебное слово, с помощью которого ребёнок решил все свои проблемы с родными - с братом, с сестрой и со своей бабушкой. Помнишь?"

Варя колеблется... Этого рассказа она не знает... Нахожу эту сказку на канале Youtube и показываю Варюше...

В преддверии дальнейшего описания нашей с Варей работы продемонстрирую это видео и читателям...

Сказка Валентины Осеевой "Волшебное слово", прочитанная знаменитым Николаем Литвиновым. Добро пожаловать к сказке!

[youtube]https://youtu.be/4SysCrSaAs4[/youtube]

Итак, продолжим...

По просмотру истории объясняю Варюше следующее: "Варя, дело в том, что в психологии имеется своя волшебная формула, на подобие волшебного слова сказки, и называется эта формула - "Я-сообщение". Абсолютно ничего сложного! Просто в обращении к близкому человеку мы исходим не из чужого долженствования или наших обвинений другого - "Ты должен!", значит "Ты виноват!" (это обидная формула, согласись, и называется она "Ты-сообщения"), а из собственных проявленных ожиданий и актуальных для себя чувств - "Я-сообщений".

Вот например... Я не зря тебя спросила: что ты чувствуешь и чего бы тебе хотелось, давай на это обопрёмся и попробуем отрепетировать возможное обращение к бабушке с опорой на наши знания... Поиграем... Представь себе: ты - это бабушка, а я - твоя внучка. Сейчас я обращусь к тебе, исходя из проявленных тобой желаний и чувств, с опорой на волшебную формулу, а ты послушаешь и скажешь: откликнется ли в тебе моё обращение и придёшь ли ты ко мне на помощь или же нет? Попробуем...

"Дорогая бабушка, я чувствую большую обиду и даже злость, когда при обращении к тебе я получаю отказы в помощи, мне в моменты просьб необходимо твоё участие, я нуждаюсь в помощи, понимаешь? И я бы очень хотела, чтобы ты уделяла мне время, когда я тебя прошу! Это для меня важно!"

Ну, как Варюша, убедительно? Что бы ты на месте бабушки мне ответила?

"Дорогая внучка, ну, раз я так тебе нужна и это для тебя важно, я постараюсь приходить к тебе на помощь, если буду свободна".

Ой, как здорово! Значит волшебная формула в психологии общения отлично работает! В эту тайну стоит посвятить бабушку и всех, с кем ты общаешься близко. Со знанием этих тайн люди будут лучше друг друга слышать и понимать. Согласна?

А клиентке, маме девочке, я посоветовала организовать рабочее время (время подготовки домашнего задания к школе) бабушки и внучат заранее, с учётом наилучшего, удобного для всех плана. Например, час работы с внуком, час с внучкой и полчаса перерыва специально и отдельно для бабушки. Это будет, так сказать, золотой стандарт на дальнейшее, не отменяющий спонтанных вкраплений, с учётом "Я-сообщений", как бабушки, так и её внучат.

Обратную ситуации мы (гипотетически) тоже проиграли с Варюшей.

Я сказала Варе, что объясню ей по формуле "Я-сообщений" возможные бабушкины причины откладывания участия в уроках Варюши...

"Дорогая внучка, говоря откровенно, я очень-очень устала, ведь пока вы были в школе, я готовила вам обед, прибиралась в квартире, потом пошла за вами в школу, накормила, посадила делать уроки. Я уже старенькая и быстро устаю. Именно поэтому я ухожу в "Одноклассники", чтобы немного отдохнуть от забот. Мне бы очень хотелось, чтобы вы с Николаем оставили мне время виртуального отдыха, чтобы потом, с новыми силами я включалась в работу с уроками. Хорошо? Полчаса "Одноклассников", час работы с Колей, час, если это нужно, с тобой. Договорились?"

Варечка была удивлена, что у бабушки, оказывается, есть свои весомые основания для отсрочки их уроков с братиком, что бабушка, как выяснилось, просто так отдыхает...

Вот так, дорогие читатели, мы осваиваем сложные, но важные алгоритмы цивилизованного общения с маленькими подростками. И довольно успешно, скажу я вам. Дети ловят всё на лету!

Напомню читателям классическое определение "Я-сообщений" из Википедии..

Я-высказывание (Я-сообщение) — психологический термин, обозначающий высказывание человека, в котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом окружающих. Я-высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». Данное понятие было предложено американским психологом Томасом Гордоном в 1960-х годах в контексте его психотерапевтической работы с детьми и подробно раскрыто в его книге «Тренинг эффективного родителя» («Parent Effective Training — PET») (1970).

На этом я, психолог Алёна Блищенко, завершаю публикацию с приглашением на личные консультации. Оставлю ссылку на рабочую страничку: Психолог Алёна Блищенко. Пишите в л/с на "В 17" или на WhatsApp, договоримся о нашей встрече.

Автор: Алёна Блищенко
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru