Найти в Дзене
Сказки для взрослых девочек

Байки от дедушки бабайки (Или Самое странное лето моего детства) _ Глава 12

Оглавление

Глава 12. Камышовая выручалочка.

Начало ЗДЕСЬ

Вчера прибегала в гости внучка, 15 лет девчонке. Естественно, Наташа моя расстаралась, как всегда. Когда Ася наша приходит, кажется, даже в доме светлее становится, такая она у нас… воздушная, что ли. Улыбка её заставляет заново вкус жизни ощутить. Когда родилась она, имя уже ждало – Настя, и всё семейство дружно стало называть её Асей, особенно Наташа радовалась, уж больно Тургенева она у нас любит. Аська всю жизнь росла егозой, но такой доброй и ласковой, что и ругать её особо язык не поворачивался, даже пресловутый подростковый период у неё проходит без излишних проблем, разве что татушку себе сделала у щиколотки, но я считаю, что это не самое большое зло. Лично мне такие выверты не особенно нравятся, я человек старой закалки и не понимаю, когда девчонки вдруг татуировки на своём тебе набивают, у меня с такими картинками немного иные ассоциации. Но жизнь не стоит на месте, мода меняется, и мы с Наташей принимаем эти изменения, не превращаясь в брюзжащих на молодое поколение стариков, да и рано нам в стариков превращаться. Как говорил почтальон Печкин, я только жить начинаю, на пенсию перехожу.

Эх, снова я отвлекаюсь, но это уже традиционно.

Так вот, прибегает вчера Асенька, и вся аж светится от счастья.

- Что сияешь, как самовар начищенный, стрекоза? – спрашиваю.

Наташа как раз в кухне возилась, тоже выглянула.

- Ася пришла! Ты б хоть позвонила, что придёшь, я бы пирог испекла, - упрекнула Наташа.

- Не, баб, не надо пирога, я фигуру берегу, - улыбнулась Аська.

- Да что тебе грозить может? – удивился я. – Вон какая стройняшечка. А с твоими тренировками тебе вообще поправиться не судьба. Уж кусочек пирога можно было бы.

Ася уже несколько лет занимается акробатическим рок-н-ролом, поэтому и впрямь девчонка стройная, подтянутая, но сильная такая! Мы с Наташей на все её соревнования и выступления ходим. Ух, что они там вытворяют! Прямо сердце иногда замирает, да ещё от гордости распирает, что внучка у нас такая растёт.

- Не, деда, как же я прыгать после пирогов буду? – подмигнула Аська.

- Ладно, ладно, убедила. Заходи давай. Что ты там за спиной прячешь?

Ася вытащила руки из-за спины и показала нам умилительного плюшевого котёнка, держащего в лапках красное сердечко с вышитым на нём именем «Настя». Мы с Наташей переглянулись и заулыбались.

- Кавалер преподнёс? – подмигнула Наташа.

- Да, Кирилл, - ответила Ася и зарделась. – Мы в кофейне должны были встретиться. Я пришла, он уже там сидел. Я подхожу к стулу, а там сидит этот котейка. Правда, классный?

- Правда, - кивнул я. – А кто такой Кирилл?

- Новый мальчик из нашего класса. В этом году переехал с родителями в Ростов. А на новогодней дискотеке меня пригласил на танец. Мы с тех пор встречаемся. Она такой…

- Понятно, - Наташа подошла к внучке и обняла за плечи. – Хороший да?

- Очень, - быстро закивала Ася. – Это он мне вчера на День Святого Валентина подарил.

Они с Наташей продолжали болтать, а я вдруг вспомнил: вчера ведь действительно было четырнадцатое февраля. Знаете, мы с моей супругой не относимся к той категории лиц, которые яростно выступают против иноземных праздников. Я лично считаю так: молодёжи этот Валентинов день нравится, урона никому он не наносит, это всего лишь новая традиция. Почему бы и нет? Пусть себе празднуют свой День влюблённых. Чего тут возмущаться?

У меня с этой датой совершенно иная ассоциация: 14 февраля 1943 года мой родной Ростов-на-Дону был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Трудное это время было для всей страны, страшное время. Сколько народу из Ростова было угнано в Германию, сколько уничтожено. В Змиевской балке гитлеровцами было расстреляно не менее 27 тысяч ростовчан — коммунистов, комсомольцев, людей еврейской национальности, пленных советских военнослужащих. В то время, пока гитлеровцы хозяйничали в Ростове-на-Дону, на территории оккупированного города и его окрестностей развернулась активная работа партизанского подполья.

К чему вдруг это вспомнилось? Да с тем самым партизанским движением с связана ещё одна история от дедушки Данияра.

Мне придётся немного нарушить хронологию своего повествования и перескочить во времени на вторую половину августа.

***

Наша «банда» в тот день двигалась к заранее намеченной цели – добраться до зарослей камыша и нарвать с собой этих стеблей с длинным коричневым початком на верхушке. Мне хотелось привезти их с собой в город. Это уже позже гораздо узнал я, что совсем это и не камыш, а рогоз. Причём, путаница эта тянется достаточно давно, ещё с девятнадцатого века. Но нам, детям, было совершенно безразлично, как там на самом деле называется это растение. Для нас, как и для всех до нас, и для всех по сей день оно носит название камыш.

Мама с дядей Славой приезжали две недели назад с радостной новостью: им удалось обменять две наши двухкомнатные квартиры на одну побольше, где у нас с Маринкой будет по комнате, а третья комната имеет большой эркер, в котором мама с дядей Славой сделают себе маленькую спаленку. Сейчас в квартире идет ремонт, а нашей с Маринкой радости не было предела. Дом располагался в тихом центре города, школа близко, ездить на тренировки мне тоже недалеко. Жаль будет, конечно, расставаться с однокашниками, но на самом деле проблема разрешима. Всего-то три трамвайных остановки, и я снова возле нашего старого дома. Мы с сестрой по вечерам мечтали, как будем обживать свои комнаты, вернувшись в город. А я, припомнив, как увидал в квартире одноклассника камыши в большой напольной вазе, вдруг захотел привезти нам такие же.

Поэтому ребята сейчас вели меня туда, где шумели заросли того самого камыша. Прямо как в старой песне, из которой я только одну строчку и знал.

Мы добрались до зарослей, где дружно наломали крепких камышовых стеблей. Неся с собой «букеты», обратно возвращались гораздо медленнее. Я поначалу не понял, зачем местным-то пацанам они нужны, в домах ни у кого я камыша не замечал, крыш камышовых тоже давным-давно нету, а для чего ещё их можно использовать, не догадался. Лишь на привале, когда мы, как бывало часто, расположились на берегу Дона, Мишка с Серёгой вдруг достали спички и подожгли коричневые початки. Да уж, дымовуха получилась знатная, что и говорить. Мои друзья мотались по берегу, размахивая дымящимися стеблями.

- Эй, братва! Осторожнее! – рыкнул на них Володька.

- А чё? – обернулся Миша.

- А ничё! Пожар не устройте! А ну-ка, брысь от травы подальше! К берегу идите, к воде!

Володя обладал магическим свойством отдавать команды так, что его беспрекословно слушались. Его непререкаемый авторитет вызывал у меня невольное восхищение. И вообще, Володя казался гораздо старше своих лет, по его разумным рассудительным речам его вполне можно было бы принять за взрослого, если б не его мальчишеский вид.

Мишка с Серёгой тут же подчинились и продолжили свою беготню с дымовухами по самой кромке воды. Я же аккуратно перевязал свой «букет» ивовым прутом и положил рядом с собой. Асима нежно погладила бархатистые початки камышей.

- Мне нравится камыш, - вдруг сказала она. – Он такой приятный на ощупь.

- Ага, мне тоже очень понравился. Вот и хочу дома его поставить.

- Знаешь, я где-то слыхала, что ставить камыш в доме – плохая примета. А от других слыхала, что, наоборот, хорошая. Вроде даже древние славяне его специально в дом приносили.

- Я не верю в приметы, мама тоже, - заявил я.

- Ну почему же? – возразила Асима. – Есть приметы, в которые стоит верить. Например, что птицы низко летают – это к дождю.

- Так это не примета, а природное явление, - назидательно произнёс я. – А я не верю во всякие суеверия. Ну… типа чёрной кошки или, там, разбитого зеркала.

- А, ну в эти глупости я тоже не верю, - колокольчиком рассмеялась Асима. – А вот про камыши есть кое-что. Ты зайди, бабайка расскажет тебе интересную историю про спасительный камыш.

- Хорошо, - кивнул я. – Обязательно приду вечером. Разве можно пропустить историю дедушки Данияра?

***

Когда мы спустились в хранилище, дедушка выдвинул один из нижних ящиков с зелёной меткой и вытащил оттуда… коричневый початок – наконечник камыша, обёрнутый плёнкой.

- Ой, - удивился я. – Это необычная вещь?

- Очень необычная… Была когда-то, - ответил дедушка. – Теперь она свою роль сыграла. Храню её просто так, на память.

- Зачем плёнка?

- Чтобы не рассыпалась. Память, всё-таки.

Он бережно провёл ладонью по плёнке, сохраняющей камышину, и аккуратно вернул её в ящик. Задвинув его на место, дедушка повернулся ко мне:

- Пусть себе лежит. А ты послушай.

Рассказ дедушки Данияра.

Дело было в суровом 1942 году, когда гитлеровские войска второй раз захватили Ростов-на-Дону. В 1941 году красноармейцы и ополченцы уже освобождали Ростов, но в тот, первый раз, не смогли его удержать перед натиском превосходящих сил противника. На протяжении полугода Ростов-на-Дону оставался в руках оккупантов. Для многих ростовчан эти месяцы стали настоящим адом. 53 тысячи ростовчан было угнано в рабство в Германию. Примерно сорока тысячам жителей Ростова-на-Дону так и не удалось встретить освободителей — они погибли от рук оккупантов. Одни из самых массовых казней и расстрелов на территории Российской Федерации в период Великой Отечественной войны происходили в Ростове. В Змиёвской балке в течение трёх дней расстреляли двадцать семь тысяч человек, в основном евреев и пленных советских солдат. Расстрелы продолжались даже ночью.

В то время, пока гитлеровцы хозяйничали в Ростове-на-Дону, на территории оккупированного города и его окрестностей развернулась активная работа партизанского подполья. Действовать приходилось в крайне сложных для подпольной работы условиях. Ростов-на-Дону как крупный город был наводнен немецкими и союзными им войсками. К тому же был окружен безлесными степями, где практически невозможно было оборудовать полноценные партизанские базы, аналогичные тем, что существовали в Крыму или Белоруссии.

Тем не менее, незаметно от гитлеровцев подпольная работа велась на территории самого Ростова-на-Дону. В неприметных квартирах, частных домах, флигелях, на городских предприятиях собирались кружки подпольщиков, готовились диверсии против оккупационных войск. Среди подпольщиков оказались скрывшиеся партийные и комсомольские активисты, прорвавшиеся из окружений солдаты и офицеры Красной армии, обычные горожане — патриоты своей страны, и совсем еще юные обитатели Ростова. Вклад этих людей в освобождение Ростова-на-Дону колоссален и бесценен. Поэтому ни одно из добрых слов в память о них никогда не окажется лишним. Если тебе интересно (а я думаю, что тебя заинтересует), пойди в библиотеку и спроси, что можно почитать про деятельность партизан на Дону, особенно про юговцев. В школе это не проходят, а про свой край надо бы знать.

Соблюдалась строжайшая конспирация, работали маленькими группами. Юговцы были осторожными и одновременно дерзкими. Югов направил несколько связных в штаб партизанского движения. Один из них добрался удачно, получил необходимый пароль и приказ: собирать разведданные о противнике, пополнять отряд, вести работу среди населения и союзных войск Германии. К этому времени уже сложилось руководящее ядро отряда. Были созданы группы для работы среди военнопленных в тюрьме, группа машинисток и другие.

Не только физическое уничтожение врага, но и грамотно организованные диверсии были задачей партизан. Сжечь огромную партию мешков, в которых немцы собирались вывозить в Германию зерно, обезвредить фашистскую гаубицу, организовать сложнейшую операцию по обезвреживанию предателя, участвовавшего в казни советских солдат, организовать побег заключенных из лагеря военнопленных - для юговцев не было невыполнимых задач.

А я сейчас расскажу тебе историю, связанную с совсем юными подпольщиками. Это были школьники, некоторым из которых было всего 13 лет. Они участвовали в боевых операциях, вели разведку, распространяли листовки, которые печатали на пишущей машинке, помогали лечить больных военнопленных, которым удалось сбежать из фашистского плена к партизанам, в многолюдных местах расклеивали листовки со сводками Совинформбюро, с призывами к советским людям подняться на борьбу с оккупантами. «Товарищи ростовчане! С каждым днем близится час нашего освобождения, - говорилось в одной из них. - Враг отступает. Фашисты, отходя, грабят население, уводят всю молодежь в тыл… Скрывайтесь от эвакуации, не выполняйте приказы немецкого командования, уничтожайте ненавистного врага!»

Расклеивать листовки, скажу тебе, было делом непростым и очень опасным, ведь делать это приходилось на центральных улицах и в местах, где ходит большое количество народу. А в таких местах всегда курсировали полицаи. Сам понимаешь, что ждало юных подпольщиков в случае, если бы их сцапали, и сами они тоже понимали, да только не останавливало их это.

Лёнька был одним из самых отчаянных, всего-то четырнадцати лет от роду, но смелости и бесшабашности ему не занимать. Он, как невидимка, умудрялся проскользнуть там, где любой другой стопроцентно попался бы. Будто помогала ему какая-то неведомая сила. Он, как чёртик из табакерки, внезапно выскакивал из ближайшей подворотни, молниеносно наклеивал на стену листовку, используя немецкий моментальный клей, которым обеспечили старшие подпольщики, и так же в мгновение ока исчезал. Юркий, шустрый, худющий, небольшого роста, Лёнька умел оставаться неприметным.

До одного случая, чуть не стоившего мальчишке жизни.

Январь. Морозный вечер. На улицах темнота. Бесшумно отворилась тяжёлая дверь подъезда, выпустив наружу хрупкую фигурку. Оглядевшись по сторонам, мальчишка пошёл вдоль домов, держась ближе к стенам, готовый в любой момент скрыться в одной из подворотен. Он был напряжён, как обнажённый нерв. Казалось, слух его улавливает малейшее движение воздуха.

Однако, кое-что он так и не уловил. На расстоянии шагов пятидесяти за ним кто-то крался, двигаясь настолько беззвучно, что Лёнька (а это был он) ничего не заподозрил. За пазухой у мальчишки прячутся свёрнутые в трубочку новые листовки, в кармане клей. Он направляется привычной ему дорогой в заранее намеченные местам, а следом за ним тенью порхает темный силуэт. Вот и первая намеченная остановка. Лёнька, воровато озираясь, достал клей, быстро намазал листок и прихлопнул его к стене. Вроде бы никого на улице, но лучше убраться прочь, и мальчишка юркнул в проход между домами.

Расклеив таким образом с десяток листовок, он подошёл к стене очередного дома, где следовало оставить сводку Совинформбюро. Достав клей, Лёнька привычно шлёпнул кулаком по стене, и вдруг:

- Ах ты с@....ок! А ну, стой!

Мальчишка метнулся вдоль стены прочь, а следом бежал полицай. Лёнька слышал за своей спиной его дыхание, лихорадочно соображая, куда можно скрыться. Как назло, по пусти его следования лишь глухая стена. Он всмотрелся вдаль и вздрогнул: навстречу бежал ещё один темный силуэт. Тоже полицай! Всё, ему конец!

Внезапно между Лёнькой и стеной возникла хрупкая фигурка, вроде бы замотанная в огромный шарф, и, не отставая плавно заскользила рядом.

- Шшшшшшш, - прошептала она, прикладывая палец к губам. – Держись.

Лёнька покосился на то, что ему протягивали. Камыш? Зимой? Откуда?

- Держись скорее, - раздался настойчивый голос.

«А, была не была!» - подумал Лёнька, берясь рукой за руку, держащую камыш. Незнакомка (голос-то был девичий) на ходу тронула коричневым наконечником стену, которая на глазах изумлённого мальчика открыла пролом. В этот пролом затянула она Лёньку. Они остановились, и мальчик, тяжело дыша, разглядывал свою спасительницу. Ею оказалась худенькая девушка лет восемнадцати- двадцати, одетая совсем не по погоде. А за стеной Лёнька слышал разговор двух полицаев.

- Да куда же он подевался, а?! – возмущался один. – Ты не видал?

- Сам не пойму. Только бежал навстречу, и вдруг нету! От нечистая сила!

Девушка смотрела на Лёньку, дожидаясь, когда тот отдышится. Она пригладила свои блестящие черные волосы, зыркнула на него черными глазищами и взяла за руку, увлекая дальше. В руке, вытянутой вперёд, держала она ту самую камышину, которая, кажется, рассекала пространство впереди, создавая проход. Сколько времени и куда они шли, Лёнька не понял, лишь, вынырнув наружу возле своего подъезда, удивлённо крякнул.

- Ты кто такая? – спросил он.

- Держи, - вместо ответа девушка протянула ему камыш.

- Что это? – спросил Лёнька.

- Твоя защита. Всегда носи его с собой. Коли снова в передрягу попадёшь, просто достань его и проведи по ближайшей стене. Камыш выведет тебя оттуда. Как сегодня.

Лёнька осторожно взял камыш из рук незнакомки и аккуратно сунул его за пазуху.

- Спасибо, - сказал он. – А всё-таки: ты кто?

Девушка улыбнулась и, не ответив, растворилась в воздухе. А Лёнька с тех пор камыш этот всегда с собой носил. Ещё пару раз он жизнь ему спас. А как от фашиста город освободили, так и силу свою выручалочка утратила. Вот такая история.

***

- И теперь он не действует? – спросил я.

- Нет, Саша. Как только Ростов от немцев освободили, камыш стал самым обычным камышом. Только Лёнька сберёг его и сохранил. А потом уж его к нам в хранилище передали. 14 февраля 1943 года. Эта дата была такой радостью для всех! Как вспоминал один из очевидцев: «Утром выходим — наши! Чувство трудно описать. Радость необыкновенная! И удивление — глаза на лоб лезли. Едут на санях, а сани тянут… верблюды. Армия из астраханских степей в Ростов вступала на верблюдах». Да, забавные моменты тоже бывали…

- А кто ж такая была она? Девушка эта? – спросил я деда Данияра.

- Кто её знает, - задумчиво ответил он. – Но слыхал я от разных людей, что случалось такое во времена войн. Появлялись вот такие странные сущности, которые помогали там, где не помочь уже. Старики тогда сказывали, что сама землица наша рождала таких спасителей. Вот так-то…

Я накрепко запомнил рассказ дедушки. С тех пор камыши всегда держу в доме. Вон они, стоят в напольной вазе. И пусть говорят, что это не модно и несовременно. Что они понимают?

Для желающих поддержать канал:

Номер карты Сбербанка: 5469 5200 1312 5216

Номер кошелька ЮMoney: 410011488331930

Авторское право данного текста подтверждено на text.ru и охраняется Гражданским Кодексом РФ (глава 70)

Биржа копирайтинга, проверка текста на уникальность

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНАЛУ

Продолжение СЛЕДУЕТ

Предыдущая глава ЗДЕСЬ

Телеграмм-канал с анонсами выходов ЗДЕСЬ

Вам понравилось?

Буду несказанно благодарна за лайки и комментарии)))

Заходите и подписывайтесь на мой КАНАЛ

Мой второй КАНАЛ (кулинарный) "Щепотка колдовства и капелька любви"