Найти тему

Урок 10. Двое: я и моя тень. Страх своей силы, яркости, успеха.

«Хорошенькой женщине время от времени надо выходить из себя – на людей посмотреть, себя показать» Ренат Валиуллин «Не складывается – вычитай» Наш самый глубокий страх состоит не в том, что мы слабы.

«Хорошенькой женщине время от времени надо выходить из себя – на людей посмотреть, себя показать»

Ренат Валиуллин

«Не складывается – вычитай»

Наш самый глубокий страх состоит не в том, что мы слабы. Больше всего мы боимся оказаться слишком сильными, яркими. Нас пугает наша светлая, а не темная сторона.

Этот урок о страхе, противоположном страху неудачи, который мы разбирали в предыдущем уроке. Но они очень часто переплетаются между собой так, что и не поймешь, где какой страх на самом деле.

Страх продемонстрировать свои достоинства имеет сложную природу. Он основан на присущем многим убеждении о том, что мы не должны открыто демонстрировать собственные потребности и желания в надежде, что они будут удовлетворены.

«Не все выдерживают свою яркость», – эта фраза, сказанная мне однажды моей клиенткой, нумерологом, поразила меня до глубины души. В тот момент в моей голове все встало на свои места. Я с детства замечала, что меня всегда слишком много: слишком громкая, слишком активная, слишком эмоциональная. Когда я захожу в помещение, спортзал, кабинет, комнату, я как будто заполняю собой всё пространство, обращаю на себя внимание своим поведением, манерой говорить, смеяться. Люди часто смотрят на меня на улице, в магазинах, торговых центрах – и от этих взглядов, от этого внимания мне всегда хотелось собраться в комочек, сжаться, втянуть голову в плечи, свернуться клубочком и укатиться в какой-нибудь уголок, стать незаметной и неслышной.

Первоисточник такого страха, часто, как всегда, из детства. Вспомните родительские директивы Боба и Мэри Гулдинг из восьмого урока: «Не достигай успеха», «Не будь лидером», «Не делай», «Не будь самим собой», «Не чувствуй себя хорошо».

Я помню один случай из моего детства, когда мы с родителями были на даче. В недостроенном дачном домике была прекрасная акустика, а я очень любила петь. И я, маленькая, однажды зашла одна в этот домик, начала напевать, да так увлеклась, что стала распевать там песенки во весь голос. До сих пор помню то захватывающее ощущение, когда твой голос набирает силу и высоту, и ты чувствуешь себя оперной певицей в большом концертном зале! Я не думала в тот момент о том, что меня слышно было далеко за пределами этого домика) Когда я вышла, родители сначала снисходительно посмеялись надо мной, а потом отец отругал меня за это. Сказал, что меня слышали все соседи. А это было плохо. Постыдно. Позорно. Я чувствовала огромное унижение за то, что они посмеялись надо мной, вину и стыд за то, что я совершила что-то плохое.

Сейчас и самой вспоминать этот случай смешно, но именно в такие моменты в нас зарождаются те самые ограничивающие установки. Мы часто и не помним, когда и как это происходит, но привычка стать незаметной, не высовываться, не быть громкой, яркой, сильной, выделяться, проявлять инициативу, показывать свои таланты, раскрывать свой потенциал, становится нашим вторым «Я», мы одеваем маску «БЫТЬ КАК ВСЕ». Потому что показывая свое истинное «Я», мы плохо себя ведем.

Часто проблема усугубляется или зарождается во взрослой жизни, приходит с негативным опытом. Для меня это стала госслужба, в которой, с одной стороны, огромное количество ограничений, а с другой – построение рабочего процесса по принципу «инициатива наказуема». Чем больше ты генерируешь идей – тем больше ты сама их и будешь исполнять. Чем быстрее и лучше ты работаешь – тем больше и сложнее тебе будут поручать.

В итоге нам хочется стать серой массой, затеряться в толпе, лишь бы нас не ругали, не наказывали, не нагружали и оставили в покое.

Как бы вы описали человека, умеющего представить себя в выгодном свете? Обычно люди называют качества в большей степени негативные, нежели положительные. Например, такого человека считают хвастливым, самоуверенным, наглым, выскочкой. Люди, умеющие демонстрировать свои достоинства, живут яркой и наполненной жизнью...и не боятся оценок со стороны окружающих людей.

Следовательно, если мы боимся показать свои таланты, достоинства, свой потенциал – значит, в нас живет тот же самый страх критики и негативной оценки, но УЖЕ НАШЕЙ УСПЕШНОСТИ.

Осознайте эту мысль. Ранее мы разбирали страх критики, страх неудачи, мы боялись, что провалимся, и все будут над нами смеяться. А здесь этот страх выглядит так: «Люди злые, мне будут завидовать, все скажут про меня, что я выскочка».

И здесь вот как раз самое время вспомнить про знаменитую и прилично затертую теорию теней Карла Юнга.

«Тень» – это те аспекты личности, которые мы отвергаем и подавляем. По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл нашей Тенью.

Проблема состоит в том, что зачастую мы не всегда осознаем ту часть своего «я», которую отвергаем. Согласно теории Юнга, мы психологически дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.

То, что нас раздражает в других людях, злит, вызывает зависть, ненависть, неприязнь, негодование, возмущение, презрение, отвращение – это и есть ваша тень. В нас живет страх не просоответствовать ожиданиям общества, и мы надеваем маску, прикрывая ею свои подавленные качества.

Работа с Тенью – это процесс осознания бессознательного. Когда мы понимаем наши бессознательные импульсы – мы можем выбирать, как на них влиять. Задайте себе вопрос: «Почему я реагирую на то или иное событие, или на человека именно таким образом?», «Какое аналогичное качество есть во мне, которое я отрицаю и подавляю?».

И обязательно нужно увидеть в своей Тени потенциал, который поможет вам расти и развиваться.

Например, вас раздражают женщины, которые не боятся выставлять в соцсетях фотографии в купальнике. А вы боитесь, стесняетесь этого, потому что это стыдно, плохо. Какая ваша тень проявляется? О чем говорит ваша реакция? Зависть? Подавленное желание сделать также: «Я тоже так хочу!». Но кто-то когда-то поставил вам ограничение: «Нельзя! Это плохо, это стыдно, позорно. Хорошие девочки так не делают». А это на самом деле плохо? Или это негативная установка?

Представьте теперь, что вы делаете то же самое – выкладываете в соцсетях ваше фото в купальнике. Что вы чувствуете? Что вы думаете? Послушайте ваши ощущения и мысли.

Если вам страшно – чего именно вы боитесь? Что вас осудят так же, как вы осуждаете других? Что вас будут обсуждать? Критиковать? Смеяться над вами?

В чем причина этого страха? Какие установки, ограничения? Я некрасивая и поэтому не могу себе этого позволить? Это плохо, так нельзя делать? Это дерзко, а я ведь другая, я приличная мама, я разрушу свой идеальный образ солидной женщины?

Поработайте таким образом со своими теневыми сторонами, найдите первопричину своих негативных реакций на других людей.

Можно сделать такое упражнение.

Разделите лист бумаги вертикально пополам. Слева напишите, что вас больше всего раздражает в других людях, о каком качестве характера это говорит. Справа укажите, какое аналогичное качество вы видите в себе, как оно может вам помочь, какие ваши сильные стороны скрываются за ним и не могут распаковаться.

Ваше стремление казаться незначительным не поможет миру. Нет ничего хорошего в том, чтобы скрывать от людей свои таланты. Если мы позволяем нашей внутренней силе проявляться вовне, мы тем самым помогаем другим делать то же самое.

Если яйцо разбивается силой извне – жизнь прекращается. Если яйцо разбивается силой изнутри – жизнь начинается.
Всё великое всегда начинается изнутри.

___________________________________

Основной видеоурок здесь:

Предыдущие уроки курса можно посмотреть по ссылкам:

Вводный видеоурок. Психологическая поддержка.

Конспект к уроку.

Урок 1. Психологическая поддержка. Что нужно для того, чтобы изменить свою жизнь?

Конспект к уроку.

Урок 2. Психологическая поддержка. ПОЗНАЙ СВОЙ СТРАХ.

Урок 3. Страх оценки.

Конспект к уроку

Урок 4. Синдром отложенной жизни.

Конспект к уроку.

Урок 5. Медитация или как найти ресурс и уверенность в себе.

Приложение к уроку.

Урок 6. Синдром самозванца.

Конспект к уроку.

Урок 7. Перфекционизм.

Конспект к уроку.

Урок 8. Ограничивающие, негативные установки и убеждения. Самосбывающиеся пророчества. Выученная беспомощность.

Конспект к уроку.

Урок 9. Страх неудачи. Страх неизвестности. Страх будущего.

Конспект к уроку