Найти тему

Инфантилизм — как работает и откуда берется

Оглавление

Для начала, уточню, что речь идет не о том, что мы обычно имеем в виду, называя кого-то инфантильным, не о бытовой наивности пойдет речь и не о восторженном детском восприятии мира с широко распахнутыми глазами и счастливой улыбкой. Мы разберемся с тем, что свидетельствует о незрелости личности и как эта незрелость проявляется. Инфантилизм, как правило, не относится к психическим заболеваниям, хотя при неблагоприятных обстоятельствах и может стать таковым. Мы будем рассматривать наиболее часто встречающуюся степень инфантилизма, которая проявляется в чертах характера человека в виде некоторых моделей незрелого поведения.

Откуда берется инфантилизм в поведении уже взрослого человека? Возможна определенная врожденная предрасположенность, но, по-видимому, основную лепту вносят, как обычно, своим воспитанием родители. Хотя, справедливости ради, надо сказать и не только они. На это может повлиять и школа, и другие обстоятельства.

Инфантилизм это о чем?

Инфантилизм – это, по сути, неспособность человека к нормальной автономии, самостоятельному принятию решений, объективной оценке реальности и себя в ней, принятию ответственности и выработке смыслов.

Пожалуй, отдельно стоит отметить потерю смыслов, которые человек в относительной норме вырабатывает самостоятельно. У инфантильного человека смыслы направлены в первую очередь на компенсацию личных проблем и защиту эго, бесконечное подтверждение своей нужности, правильности, поиск любви, безопасности и нормальности. Конечно, мы все в той или иной степени стремимся к этому, но базовые ощущения всего этого у человека в норме существенно выше. В первую очередь за счет правильного контакта с жизнью, или с реальностью, с которой люди научаются эффективно взаимодействовать и находить разумный баланс между необходимой поддержкой, автономией и удовлетворением своих потребностей.

У инфантильного человека нарушен нормальный контакт с жизнью, она представляется опасной и даже враждебной, она не дает ему удовольствия жизни, понимания, ощущения, что он здесь «свой».

Вероятно, это не дает ему возможности искать свои собственные и свободные смыслы, а только те, которые направлены на самозащиту во враждебной среде. Враждебной во всех смыслах — люди не понимают и нападают, то есть нельзя доверять, открываться и получать удовольствие от взаимодействия, от жизни в широком смысле, потому что кажется, что мир настроен против тебя. И, чтобы обрести необходимый баланс, нужно прятаться, быть настороже, быть в тревоге, и, по возможности, подчинять и контролировать. В общем, мир враждебен и этим все сказано.

Помимо этого, инфантильным людям свойственны фантазии, мечтания, возвеличивание себя, по сути, возвышение над реальностью, что, в свою очередь еще больше осложняет эффективный контакт с жизнью.

Итак, если обобщить суть инфантильного человека, то присущими им чертами будут:

  1. Повышенная тревожность, поскольку они в любую минуту ожидают неприятностей, которые не смогут преодолеть, ведь они не слишком уверены в своих силах
  2. Чрезмерная зацикленность на себе, на том, что происходит с ними. И, как следствие, высокая чувствительность к тому, что говорят, делают и даже думают другие люди (конечно же о них!), а также склонность считать случайные события враждебными и направленными лично против них.
  3. Склонность к частым, сильным и долгим обидам.
  4. Высокая чувствительность. Придание чрезмерного значения всему происходящему, поскольку относятся ко всему очень лично.
  5. Чрезмерные фантазии. Либо о могуществе, когда он станет большим и всем «покажет», либо о том, что с ним опять обошлись несправедливо, он маленький и кто-то это увидит, пожалеет, возьмет «на ручки».
  6. Сложности с принятием решений и с принятием на себя ответственности за эти решения.

Как это может случиться?

Действительно, значительный вклад в формирование инфантильной личности вносят родители. Инфантильность воспитывается через лишение самостоятельности в той или иной форме. Это может быть стыжение за любые действия, которые не понравились родителям. А, может это будут угрозы и физические наказания. Это может быть постоянное акцентирование на том, что родители знают, как лучше, поэтому любое их решение хорошее и правильное. Это поощрения исключительно в случаях, если ребенок делает то, что нравится родителям.

Кроме того, это акцентирование на том, что ребенок не самостоятельный и неспособный к автономии, при этом, конечно, то, что это его таким сделали, не принимается в расчет. Очень важный момент заключается в том, что такие родители часто стараются привязать ребенка к себе и для этого очень любят говорить что-то вроде «Ну кому же ты такой будешь нужен». И у ребенка может сложиться ощущение, что он никому не нужен, кроме родителей, точнее кого-то из родителей, а весь мир против него. Обычно это мать. И эту, обычно, излишнюю привязанность он может ощущать уже и во взрослом возрасте, когда это перерастает в то, что мать продолжает руководить его действиями, обладая приоритетом перед всеми другим важными людьми, включая семью инфантильного человека.

Было бы неправильно считать большинство инфантильных людей такими взрослыми детьми. Безусловно, в них есть и взрослые механизмы адаптации, большинство из них понимает, как должен вести себя взрослый человек, и вообще как жить «по-взрослому». Например, такой человек может вполне эффективно работать и даже достигать определенных высот, может состоять в отношениях, завести семью. Но вечное ощущение своей отреченности от полноты жизни не позволяет им наслаждаться этим в полной мере.

Чтобы защитить себя, инфантильный человек обычно бросается в две крайности. Первая — это контроль всего, до чего сможет дотянуться, что создает почву для токсичных отношений во всех смыслах — от, собственно, личных отношений до работы. И, вторая — не контролировать ничего, а просто плыть по течению, стараясь не вступать в серьезные отношения ни с чем и ни с кем.

Второй вариант нельзя путать со взрослой формой «неконтроля», когда зрелый человек будет контролировать только то, что ему действительно важно и по мере поступления будет решать проблемы, а не отворачиваться от них.

Может ли инфантильный человек повзрослеть? Для большинства таких людей это возможно, однако, само взаимодействие между взрослыми проявлениями и невзрослыми отличаются тем, что эмоциональные реакции обычно относятся к инфантильной части. Это подразумевает высокую хрупкость эмоциональной организации, при которой человек инстинктивно старается избегать любых изменений, потому что ему кажется, что он не сможет справиться с переживаниями. Впрочем, все зависит от того, насколько человек близок к типу, когда инфантильность может классифицироваться как расстройство личности.

Консультации психолога: https://psy-zoom.ru/

Группа поддержки после абьюза: https://t.me/+Qab0EnRDoCFlMDc6