Прогресс не стоит на месте. Он должен двигаться. И это прекрасно. В разумных пределах
Модная операция по борьбе с шишкой на стопе. Называется MICA. Один раз уже писал, больше не собирался. Но тут попались подряд два неудачных случая, решил показать - вдруг кого-то убережет от опрометчивых шагов 😎
Тема на самом деле не новая, больше 10 лет назад американцы «усовершенствовали» под свои винты со скошенными шляпками обычную чрескожную шевронную остеотомию (отсюда буква С в аббревиатуре - от слова Chevron), буква А - от остеотомии фаланги большого пальца - Akin, а MI - Minimally Invasive.
Так вот к преимуществам (спорным) чрескожной хирургии добавилась фиксация фрагментов костей двумя огромными винтами.
Казалось бы: апологеты чистой чрескожной хирургии утверждают, что всё прекрасно срастается без фиксации, можно прямо с операционного стола уходить домой на своих ногах и через день-другой выходить на работу, ибо ничего не болит, будто и не было никакой операции! Как выяснилось (но не до всех пока дошло) - это всё не есть правда.
Любая остеотомия - это, фактически, перелом, который обязан сопровождаться болью, отёком, гематомой. Более того, без фиксации костные фрагменты регулярно смещаются, замедляется сращение, а в ряде случаев вообще наступает некроз головки плюсневой кости.
Именно исходя из этих данных большинство малоинвазивщиков потихоньку начали применять винты для фиксации. А следом подсуетились производители железок, и - вуаля, получите новые винты. И опять сразу включилась старая шарманка: проколы вместо разрезов, стабильная фиксация, меньше боль, быстрее активизация и т.д.
Хорошо это всё? Отлично! Если бы не несколько НО. Главное - операция довольно кропотливая, требует не только специальных винтов для фиксации костей, рентгеновской установки для постоянного контроля во время операции, но и - самое главное - достаточного опыта и ясного понимания, кому делать, когда делать, и как делать эту операцию.
Сразу скажу: лично я не вижу преимуществ данного метода перед сегодня классическими SCARF+Akin или Austin (шеврон)+Akin. Четыре «прокола» по 7-8 мм или один разрез 2,5-3 сантиметра - не имеет никакого значения. Через год не будет видно ни того, ни другого.
Теперь о стабильности и надёжности фиксации. Даже если всё сделано идеально, головка плюсневой кости нанизана на два винта. Стоит начать ходить с нормальной нагрузкой - гарантированно винты прорежутся внутри головки, головка сместится, либо погибнет. Соответственно, ждем 6 недель, как положено, как при любом другом виде операции.
В этом примере визуально всё хорошо - и кость срослась, и внешне нет шишки. Казалось бы, всё хорошо. Но - после операции 7 месяцев, всё это время пациентка не может наступить на ногу из-за боли в подошве. Почему? Пока не знаю, есть только версии.
Другой пример - прислали из Сибири, пациентку не видел, знаю лишь, что после операции 4 месяца, ходить не может из-за боли.
Всё, что я написал выше, не отрицает чего-то нового. Я сам когда-то привёз целый букет новых для страны методик из Франции. Они приживались долго, с сопротивлением, с нервами, но разум взял вверх, ибо - эволюционный скачок в хирургии стопы!
Сейчас ситуация несколько иная, с одной стороны - идёт борьба за пациентов, с другой - и пациенты, начитавшись и наслушавшись, сами предъявляют к хирургам повышенные требования. Примерно как в мультфильме, где были двое из ларца: хочу это, хочу то … И многие хирурги идут на поводу, забывая, что ортопедия - не пластическая хирургия, и не косметология, а стопа - очень сложная инженерная конструкция, и требует уважения.
А чудо - это не проколы вместо разрезов, и не мифические «Билли встал, и пошёл!», а сам факт, что мы довольно малой кровью за 6 недель поправляем серьёзную статическую деформацию, которая тянет за собой целый ворох проблем опорно-двигательного аппарата.