Автор Дженнифер Кэролан
Почти каждый день, когда я работаю инвестором в сфере образовательных технологий, мне задают вопрос: заменит ли ИИ учителей? Пойдет ли профессия учителя по пути писца, устаревшего из-за ИИ?
Генеративный ИИ является революционным и уже оказывает большое влияние на то, как мы учимся. Однако, как и в случае с большинством технологических достижений в сфере образования, ответ на вопрос о том, как ИИ повлияет на образование, неоднозначен.
Большинство изменений являются постепенными. Но иногда появляются прорывные изобретения, результатом которых является новая платформа, которая настолько значительно лучше, что становится новой нормой. И это происходит быстро. Например, когда Nike выпустила технологию Vaporfly, бегуны, спонсируемые другими брендами, красили свою обувь в черный цвет, чтобы носить ее в тайне. Эта новая технология обуви оказалась настолько успешной, что Vaporfly участвовала в каждой крупной победе или достижении в беге с 2016 года. Это новая платформа.
История научила нас, что прорывные технологии, расширяющие доступ к обучению, могут иметь огромное значение, позволяя большему количеству людей вырваться из бедности и жить более богатой жизнью. Но эти прорывы часто встречают страх и сопротивление.
В 1450 году Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. В то время как протестантский лидер Мартин Лютер провозгласил его «высшим и величайшим даром Бога», многие яростно выступали против него. На самом деле группа генуэзских писцов подала прошение о запрете печатных станков, утверждая, что этой новой технологии не место в обществе. Образованная элита опасалась, что позволение массам стать грамотными поставит под угрозу социальные и религиозные нормы. Лидеры католической церкви рассматривали печать как прямой вызов своему авторитету.
То, что произошло потом, имело волновой эффект до сегодняшнего дня. Писцы проиграли дело, печатные станки множились, а грамотность быстро распространялась. Даже необразованные бедняки зависали над своими «книжками», читали стихи и художественную литературу и расширяли свои круги сочувствия к тем, кто находился за пределами их деревни. Сдвиг платформы, вызванный печатным станком, привел к социальным изменениям — историки часто проводят черту между распространением грамотности в эпоху Возрождения и демократическими революциями, основанными на идеалах Просвещения.
Сегодня опасения по поводу ИИ сосредоточены вокруг его потенциального смещения рабочих мест и целых отраслей. То, что произошло с акциями Chegg на прошлой неделе, после сообщений о том, что студенты отдали предпочтение ChatGPT, является предвестником того, что может произойти и для других.
Когда цель состоит в том, чтобы помочь учащемуся индивидуально изучить концепцию, сегодняшние инструменты генеративного ИИ достаточно хороши или приближаются к этому. Отличным примером является Khanmigo, помощник GPT 4 от Khan Academy. Он способен к сократовскому диалогу в восхитительном тоне. Сал Хан, один из самых плодовитых и масштабных учителей в мире, сам отметил, что ИИ может обучать программированию лучше, чем он. ИИ может научить даже чему-то такому техническому, как чтение, если он обучен науке о чтении. Вскоре у преподавателей ИИ появятся теплые и чуткие голоса, побуждающие первых читателей искать безмолвную букву «е» на конце слова.
Одним из наиболее часто цитируемых исследований в поддержку программного обеспечения для персонализированного обучения прошлых лет, а теперь всплывающим на поверхность в питчах для преподавателей ИИ, является исследование Бенджамина Блума «2 сигмы», опубликованное в 1984 году. Заманчиво сделать поспешный вывод: персональное обучение имело наибольший эффект (два стандартных отклонения) на обучение студентов. Но что больше всего умалчивается, так это то, что исследование включало индивидуальное обучение человека.
Суть этого вопроса в том, что мы все еще люди с реальными биологическими ограничениями и реалиями. Одна из этих непреложных истин заключается в том, что мы развиваемся так, что связываем себя друг с другом. Мы социальные животные и лучше всего учимся через человеческое взаимодействие. Это верно для всех возрастов, но особенно в определенные периоды развития. Например, в возрасте от 0 до 5 лет развивающийся мозг настроен на овладение языком; с 13 до 18 лет мозг подростков имеет повышенную чувствительность к социальному одобрению сверстников.
Исследование за исследованием указывают на пользу человеческого взаимодействия во время обучения. Доктор Патрисия Куль, один из ведущих исследователей в области социального обучения, рассказала о серии исследований, объясняющих, почему результаты обучения лучше в контексте социальной активности — от биологических теорий о человеческих феромонах до повышенного возбуждения/внимания в присутствии других людей, к социальным сигналам, таким как взгляд, жесты и повороты головы, которые являются важными физическими сигналами для мозга, чтобы привлечь внимание. Наш мозг уникально настроен на то, чтобы учиться у других людей и вместе с ними.
Многочисленные исследования показывают, что то, как взрослые разговаривают с младенцами, коррелирует с приобретением словарного запаса и академическими траекториями в более позднем возрасте. Например, дети более эффективно изучают язык, когда родители говорят на «парентезе», то есть преувеличивают слоги, говорят более высоким тоном и приподнимают брови.
Взрослые тоже продемонстрировали успехи, когда обучение стало интерактивным в социальном контексте, но исследования более неоднозначны. Пандемия предоставила возможность изучить влияние различных методов обучения. В исследовании 2021 года, опубликованном в журнале Science, было обнаружено, что взрослые лучше запоминают и усваивают новую информацию, когда онлайн-обучение происходит посредством живого взаимодействия с лицом учителя.
Можно привести еще много аргументов о преимуществах обучения в социальной среде, которые не заключаются в том, чтобы выжать все до последней унции из оптимизации обучения — причины, основанные на морализме, демократии и других идеалах общества, в котором мы хотим жить. Может быть. лучше всего их запечатлела маленькая Марджи в рассказе Айзека Азимова 1951 года под названием «Веселье, которое у них было»,
в котором брат и сестра в далеком будущем жалуются на то, что их обучают механические роботы-учителя в их спальнях:
«Марджи думала о старых школах, которые были у них, когда дед дедушки был маленьким мальчиком. Все дети со всей округи приходили, смеялись и кричали на школьном дворе, вместе сидели в классной комнате, вместе возвращались домой в конце дня. Они узнавали об одних и тех же вещах, чтобы помочь друг другу с домашним заданием и поговорить об этом».
По этим причинам я надеюсь, что больше разработчиков ИИ сначала займутся научными исследованиями, чтобы понять биологию обучения и создать инструменты, чувствительные к развитию и вовлеченности мозга, особенно для наших детей. То, что сегодня произошло со многими подростками в социальных сетях, должно послужить уроком о пагубных последствиях неосведомленных занятий.
Таким образом, вместо того, чтобы ИИ заменял учителей, я надеюсь, что распространение ИИ-репетиторов положит конец рутинной работе, отчетности, часам выставления оценок и, в конечном итоге, поднимет человеческий опыт социального обучения до чего-то ценного, особенного и подлежащего защите. 10 % лучших учителей, проводящих этот опыт, должны пользоваться спросом и цениться как никогда раньше. Мы находимся в разгаре изменения образовательной платформы с потенциалом еще раз значительно улучшить доступность обучения. Нам больше, чем когда-либо, нужны преподаватели, работающие в центре внимания: в классах и в применении ИИ таким образом, чтобы улучшить, а не заменить человеческое взаимодействие и социальное обучение.