В апреле 2023 года мы прокатились на поездах по маршруту Берлин-Вроцлав-Вена. К некоторым странностям я была готова, но кое-что меня все-таки очень озадачило.
Конечно, наши РЖД тоже умеют поставить в тупик, чего стоит мой "любимый" ночной поезд Москва-Курск, который сейчас даже уходит, вопреки ожиданиям, совсем не с Курского вокзала: часть его вагонов едет в Курск напрямую, а часть – крюком и прибывает на 2 часа позже. Даже не верится, что так может быть, правда? А еще помню, как нулевой вагон в поезде Москва-Санкт-Петербург нашелся где-то между 10-м и 11-м – тоже не верх логики. И все-таки к каким-то вещам мы привыкли и отклонение от них может показаться странным.
Хваленая "немецкая точность"
Во-первых, поезда в Европе постоянно опаздывают! Хотя, возможно, это какая-то чисто немецкая фишка. В 2015 году я объехала на поездах половину Италии, ничего такого не заметила. А вот в 2017-м мы дважды мотались из Кельна в Люксембург, и оба раза наши поезда опаздывали. Причем как минимум один раз, помню, мы из-за этого опоздали на пересадку. Очень переживали, конечно. Но контроллер бесстрастно прокомпостировал наш билетик на как бы уже ушедший поезд и сказал, что это в порядке вещей.
Что примечательно, выехав в этот раз из Берлина с опозданием около 5 минут, во Вроцлав мы приехали вовремя, как будто, вырвавшись за пределы Германии, поезд поспешил вернуться в график.
Как найти вагон...
...Если номера вагонов 3-значные? У РЖД вот идут себе номера по порядку от 1 до, скажем, 12. А тут смотрим в билет, а вагон у нас 254. Хотя от головы поезда он оказался то ли 5-м, то ли 6-м. Справедливости ради, за ним логично следовал 255-й.
В принципе, понятно, почему нумерация такая сложная. Поезда пересекают всю Европу, их в дороге постоянно перегруппировывают (например, где-то по дороге в Вену к нашему поезду прицепили варшавский вагон, хотя Варшаву мы не проезжали). При 3-значной нумерации вагонов нет риска дублирования. По крайней мере я для себя это так объяснила.
Но все-таки немного растерялась. Единственный раз я раньше видела что-то подобное в Кении, там вообще вагоны отличали по многозначным номерам, которые, кажется, им еще завод-изготовитель присвоил в свое время.
Валетом с незнакомцами
Есть, конечно, в европейских поездах и обычные общие вагоны с местами для сидения, и а-ля СВ с купе на двоих. Но в нашем поезде (ÖBB Nightjet, Австрийские железные дорогие) преобладали 6-местные купе, причем часть из них была в спальных вагонах, а часть – в "сидячих". Мне, конечно, очень хотелось попасть в спальный, во-первых, любопытно, как оно там, когда 3 полки друг под другом, во-вторых, у нас был ночной переезд Вроцлав-Вена, конечно, в спальном вагоне было бы удобнее. Но мест не оказалось, хотя я покупала билеты более чем за 2 месяца.
В общем, оказались мы в 6-местом "сидячем" купе. Сидения там раскладываются навстречу друг другу, образуя как бы одно большое спальное место. Хорошо, если вы в таком купе в гордом одиночестве или хотя бы вдвоем-втроем. Нас же было под завязку – шестеро. И это, конечно, ситуация неловкая, такое вторжение в личное пространство. Сижу напротив незнакомой девушки-немки и думаю: не спать всю дорогу, 8 часов? Спать сидя? Ну не валетом же с незнакомкой?
В итоге поменялись местами так, чтобы я сидела напротив мужа, а она – напротив подруги. Все равно в неловкой близости, отделенные лишь подлокотником, но все же устроились. Лично я со своими скромными габаритами даже отлично поспала, засунув ступни мужу под мышку. Как спали мои более крупные попутчики и спали ли они вообще, если честно, не представляю.