Готовы пощекотать нервишки? Вот три городские легенды о том, какие скелеты хранят в своих шкафах старинные московские особняки.
Дом на Мясницкой
🚩 Улица Мясницкая, дом 17, строение 1
В поисках историй с привидениями отправимся на Мясницкую — одну из самых старых и мистических улиц Москвы. С виду дом № 17, строение 1 — обычное пятиэтажное здание дореволюционной постройки по соседству с причудливым, похожим на китайским дворец Чайным домом (раньше это был дом №17, сейчас он почти полностью перестроен). На первом этаже располагаются офисы и ресторан, но именно здесь, как гласит городская легенда, до сих пор бродит знаменитый московский призрак — генерал Кусовников. В подворотне он показывается чаще всего. Встреча с ним чревата серьезными финансовыми проблемами: столкнувшись со старичком в длинном старомодном сюртуке, зорко смотрите за своим кошельком, иначе у вас есть все шансы остаться без денег и влезть в долги. А все дело вот в чем.
До середины XIX века особняк на Мясницкой принадлежал знатной дворянской семье Измайловых. По слухам, они были масонами и проводили дома таинственные обряды. В 1843 году здание выкупил отставной генерал-майор Петр Петрович Кусовников и жил здесь с супругой Софьей Ивановной до 1870 года. Пожилая пара была невозможно скупа, хотя и вполне обеспечена. Все сбережения и драгоценности Кусовниковы всегда носили при себе — боялись воров.
Как-то супругам пришлось уехать из Москвы по неотложным делам. Присматривать за домом позвали дворника: слуг они не держали. Чтобы не тащить весь капитал с собой, большую часть накопленного Петр Петрович решил спрятать в дымоход. А дворник, продрогший в огромном холодном доме, возьми да затопи камин. Все генеральское добро и сгорело. Софья Ивановна пережить потерю не смогла и умерла от сердечного приступа. Кусовников же, похоронив генеральшу, долго обивал пороги и просил власти выдать взамен сгоревших ассигнации новые, а потом и вовсе сошел с ума. Современники этой истории уверяли, что вскоре после кончины генерала, на Мясницкой улице появился призрак: сгорбленный старичок в потертом сюртуке ходит, горестно причитая: «Денюжки мои, денюжки». Говорили, что у всех, кто случайно видит Кусовникова (а это, конечно, он) начинаются неприятности и материальные затруднения.
Дом купца Игумнова
🚩 улица Большая Якиманка, дом 43, строение 1
В 1895 году на Якиманке появился нарядный, выстроенный в псевдорусском стиле особняк. Принадлежал он Николаю Васильевичу Игумнову, крупному промышленнику, совладельцу «Ярославской Большой мануфактуры». Купец, сколотивший огромное состояние на сибирских золотых приисках и железных рудниках, денег не считал. Теремок в Замоскворечье обошелся ему в неслыханную сумму — порядка миллиона рублей. Хоромы будто бы заняла любовница фабриканта, танцовщица. Сам Николай Васильевич жил с семьей в Ярославле, наведываясь в Москву с визитами, о которых имел обыкновение сообщать заранее. Но однажды приехал, не предупредив. И застал девицу с молодым кавалером. Его Игумнов прогнал, а вот зазнобу, если верить городской легенде, мануфактурщик живьем замуровал в одной из стен терема — женские плач и стоны доносились какое-то время их-за кирпичной кладки. Потом в доме вдруг стали видеть девушку в белом, являвшуюся невесть откуда...
Примечательно, что это не единственное местное привидение. Очевидцы рассказывали о призраке мужчины, бродившем в сумраке. «Но ведь это же хороший дом?» — спрашивал он прохожих. Бесплотный дух принадлежал Николаю Поздееву, одаренному архитектору из Ярославля, которому Игумнов заказал возведение московской резиденции. В биографии зодчего сказано, что он мирно скончался в 1893 году от туберкулеза. Но есть и другая версия. Как любой талантливый человек, Поздеев, естественно, имел недоброжелателей. Завистники подвергли творение молодого провинциального архитектора уничижительной критике. Услышав нелестные отзывы местных «экспертов», фабрикант отказался покрывать дополнительные расходы на строительство особняка. Разорившийся Поздеев проклял роковой дом вместе с его обитателями, а сам застрелился. Теперь дух зодчего то и дело возвращается к своему шедевру, не находя покоя.
Особняк Зинаиды Морозовой
🚩 Улица Спиридоновка, дом 17
Один из самых известных в Москве домов-замков попал в наш список, благодаря легенде об обитающем там духе бывшего владельца — знаменитого промышленника, миллионера и мецената Саввы Морозова. В особняке на Спиридоновке, возведенном в 1898 году прославленным русским архитектором Федором Шехтелем, фабрикант жил вместе с любимой супругой Зинаидой Григорьевной. Для нее и был построен с истинно купеческим размахом дворец в модном в то время среди предпринимательского сословия неоготическом стиле.
Романтичный замок в центре Москвы стал молчаливым свидетелем драматичных событий в жизни Морозова. Неудачи в делах и семейные неурядицы привели его к душевному недугу. В городе поговаривали о сумасшествии миллионера.
В 1905 году Савва Тимофеевич погиб в Каннах, в номере гостиницы при загадочных обстоятельствах. Согласно официальной версии, фабрикант покончил с собой на почве нервного расстройства и глубокой депрессии. Вдова Морозова осталась хозяйкой их роскошной городской усадьбы. Однако вскоре Зинаида Григорьевна продала имение. Если верить слухам, женщина не могла там больше находиться — в доме стали происходить странные вещи. По ночам из покоев усопшего доносились чьи-то шаги и кашель. Кто-то передвигал мебель… Морозовскую усадьбу купила семья Рябушинских. Но обретались в ней новые хозяева недолго: беспокойный дух бывшего владельца выжил и их тоже.
🔥 Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал. Больше интересного – в нашем канале в Telegram!
------------------------------------------
Также может быть интересно: