Найти тему

Выбор стратегии обучения вокалу на основе гипотезы функциональной асимметрии мозга

Выбор стратегии обучения вокалу на основе гипотезы функциональной асимметрии мозга

Выбор стратегии обучения вокалу на основе гипотезы функциональной асимметрии мозга

Статьи / Психологическое просвещение

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что начинающие певцы воспринимают музыку эмоционально, причем пение проистекает именно от желания передать голосом переполняющие их эмоции. Поэтому если начинающие вокалисты погружаются в анализ музыки через логику, начинают учить ноты, у них зачастую пропадает желание заниматься музыкой. Отсюда, вероятно, и проистекают пресловутые рассказы взрослых о том, как в детстве им отбили желание заниматься.

Поэтому стоит, в первую очередь, определить, какой тип мышления вам свойственен: правополушарный или левополушарный, и выбрать соответствующую стратегию обучения.

Каким-то таинственным образом удачный выбор стратегии обучения заметно влияет и на чистоту интонации у правополушарных обучающихся (речь идет о начинающих певцах, имеющих не очень точную интонацию), тогда как при логическом анализе звуков они могут теряться и интонировать гораздо хуже. Иначе обстоит дело с обучающимися, у которых преобладает левополушарное мышление.

Отсюда напрашивается важный вывод: когда вы начинаете заниматься музыкой и пением, смотрите на мир открытым взглядом художника, творца, познающего мир, и процесс обучения станет значительно проще и интереснее!

Оценка ведущего полушария

1. Переплести пальцы рук.

Сверху большой палец правой руки –

ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое

2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз.

Карандаш смещается сильнее при закрывании правого глаза – ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза – ведущее полушарие правое

3. Имитировать позу Наполеона

Кисть левой руки направляется к предплечью – плечу правой руки и оказывается сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое. Кисть правой руки направляется к предплечью – плечу левой руки и оказывается сверху – ведущая рука правая, ведущее полушарие левое

Знали ли вы, что…

В головном мозге нет специализированного центра, отвечающего за восприятие музыки. За переработку музыкальной информации отвечают различные отделы: височные, подкорковые структуры, лобные доли мозга и другие многочисленные области.

Восприятие музыки целостно, формирование музыкального рисунка и улавливание музыкальной атмосферы и стиля происходит благодаря правому полушарию. Большое значение правая височная доля играет и в тот момент, когда мы впервые слышим мелодию и пытаемся составить о ней свое впечатление.

...Было замечено, что у музыкантов с абсолютным слухом выявилась сильная левосторонняя асимметрия. В дальнейших исследованиях асимметрия задней части верхней височной извилины стала в основном связываться с наличием или отсутствием абсолютного слуха (центр Вернике, левое полушарие).

Многие исследования указывают на врожденность абсолютного слуха. Позже был выявлен еще один важный фактор для развития абсолютного слуха - раннее начало обучения. Для людей с абсолютным слухом типичным возрастом начала обучения считается 5±2 года, тогда как для музыкантов без абсолютного слуха на 1 - 2 года позже.

...Левое полушарие отвечает за речь, распознавание букв и слов, контроль за осознанными движениями, запоминание слов и фраз, а правое, за зрительное и слуховое восприятие, контроль за автоматизированными движениями, запоминание картин, образов, музыки, запахов.

... Были описаны значительные анатомические отличия мозга известных музыкантов по сравнению с немузыкантами при вскрытии после смерти. Выявилась выраженная асимметрия в основном в структурах височных долей, и было установлено увеличение размера задних отделов левой верхней височной извилины (planum temporale). Сначала этот факт связали с речью, так как указанная асимметрия впервые возникла у высших приматов, что связывалось с эволюцией языка. Гельмут Штейнмец в подтверждение этому обнаружил, что у людей с трудностями различения языковых фонем этот отдел даже меньше, чем у обычных людей. Но исследования профессиональных музыкантов выявили связь асимметрии этой области мозга и с музыкой. С помощью позитронно-эмиссионной томографии было обнаружено, что при восприятии звуковых тонов и мелодий людьми без музыкального образования кровоток усиливался в правом полушарии. При обработке музыкальной информации опытными музыкантами кровоснабжение и метаболическая активность заметно возрастали в задней части левой верхней височной извилины. Клиническим подтверждением этой связи явилось исследование после смерти мозга музыкантов с глухотой к мелодии, развившейся вследствие локальных поражений мозга. Все поражения находились в области центра Вернике. Данные МРТ также демонстрируют более выраженную латерализацию этой области мозга у музыкантов.

Область Ве́рнике (сенсорная речевая зона, речевая зона Вернике) — часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи, она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

По материалам интернета

Наука
7 млн интересуются