Вслед за поляками, вознамеривавшимися "переименовать" Калининград в Крулевец, литовские политики решили восстановить "историческую справедливость" и впредь именовать некогда прусский Кенигсберг на собственный лад — Караляучюсом
Горячие головы политиков остудили реалисты — ученые.
В угаре русофобии Польша решила перейти от десоветизации к дерусификации и впредь Калининград именовать Крулевцом (Królewiec). Многовековые заклятые друзья поляков — литовцы — подхватили идею и предложили узаконить словосочетание "Королевская гора" уже по-литовски — Караляучюс (Karaliaučius).
"Давно пора отказаться от советского наследия и не загрязнять наш государственный язык инородными телами. Мы солидарны с нашими польскими соседями и призываем вас не использовать навязанные нам искусственные названия в литовском языке", — заявил один из авторов законопроекта, депутат Сейма Литвы Вилюс Семешка.
Кстати, по-немецки "Королевская гора" звучит как Кенигсберг (Königsberg). Это название было дано крестоносцами еще в 1255 году и существовало почти до середины ХХ века. По окончании Второй мировой войны город вошел в состав СССР и стал Калининградом.
Но прозвучало и здравое мнение.
"Для меня это [переименование] такая искусственная попытка политизировать. Это неудобно, и это уже не Караляучюсский край. <…> Если мы будем использовать только старые, традиционные имена, мы дезориентируем людей. Он берет карту и не находит этих названий. <…> Мне, как исследователю Восточной Пруссии, трудно представить, что, говоря о современной земле, территории России, <…> мы сказали бы, что это Караляучюс, что папиросы или водка — это контрабанда из Тильзита (старинное название города Советска)", — цитируют литовские СМИ трезвое рассуждение профессора Клайпедского университета Дали Киселюнайте.
Профессор подчеркнула, что использование старых названий городов оправдано, только если речь идет о периоде до окончания Второй мировой войны. Но раз уж так раздухарились литовские национал-патриоты в переименовании чужих территорий, то, как сказала Киселюнайте, нужно говорить обо всех топонимах этого региона: нельзя одни менять, а другие — нет.
А автор рекомендует: авторам законопроекта не грех бы вспомнить, как раньше называлась Клайпеда. Ее основали крестоносцы в 1252 году и дали название Мемель. Который по окончании Второй мировой Сталин великодушно подарил Литве. Так давайте, литовцы, будем последовательными и вернем Клайпеде древнее имя.
И кстати, друзья-поляки Вильнюс частенько называют Вильно. Может, следует вернуть литовской столице историческое название, чтобы сделать приятное партнерам по ЕС и НАТО?
"Переименование" Калининграда на литовский манер — не первая попытка литовских политиков хоть как-то привлечь к себе внимание мировой общественности с помощью языка. Потому что шансов "засветиться" и искрометных идей появляется все меньше. В январе 2021 года Государственная комиссия по литовскому языку утвердила наименование Сакартвело (Sakartvelas) как название Грузии. Сей документ литовские власти сочинили в ответ на просьбы властей Грузии отказаться от употребления названия "Грузия" в пользу Сакартвело или Георгии. Но из этой затеи ничего не вышло. Даже в провластных литовских СМИ Грузию частенько называют Грузией.
Так в чем же смысл попыток поляков и литовцев "переименовать" Калининград? Скорее всего, это они тонко намекают, что Калининград — польский город, а литовцы — что литовский. Мол, на повестке дня в "дружественном" Евросоюзе — перекраивание границ? Так тем же национал-патриотам Литвы и Польши стоило бы взглянуть на немецкие карты, на которых Гданьск периодически обозначается как Данциг, а Вроцлав как Бреслау.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.