Найти тему

Четыре женщины-импрессионистки

В 1894 году, когда французский журналист и художественный критик Гюстав Жеффруа писал в третьем томе своего восьмитомного труда "Художественная жизнь", он не мог сдержать своего восхищения Бертой Моризо (1841–1895).

Описывая её выставку 1892 года в парижской галерее Дюран-Рюэля, он опасался, что у него не хватит прилагательных: "Здесь особая атмосфера, исходящая от цветных поверхностей; легкость нового мира; ощущение тишины и света, отражающегося на стенах; тихий апофеоз форм которые возникают с трепетной ясностью."

Берта Моризо "Женщина за туалетом"
Берта Моризо "Женщина за туалетом"

Жоффруа описывал первую – и единственную – персональную выставку Моризо, состоявшуюся всего за три года до её смерти в возрасте 54 лет в 1895 году.

Но, к счастью, Моризо не пришлось ждать заслуженной славы до последних лет своей жизни.

Берта Моризо "Девушка шьет в саду"
Берта Моризо "Девушка шьет в саду"

Родившаяся в 1841 году во французской семье среднего класса, Берта - и её сестры Ив и Эдма – могли позволить себе роскошь получить художественное образование.

Их обучал художник Жозеф Гишар. Они знакомились с работами других художников в Лувре. Эдма и Берта проявили наибольший талант и продолжали рисовать вместе, пока Эдма не вышла замуж в 1869 году.

Берта Моризо "Девушка с птичкой"
Берта Моризо "Девушка с птичкой"

Берта продолжила развивать свою художественную карьеру уже в одиночестве.

Впервые она выставилась во французском Салоне когда ей было всего 23 года (в 1864 году), представив там две свои картины "Воспоминание о берегах Уазы" и "Старая тропа в Овере".

Берта Моризо "Воспоминание о берегах Уазы"
Берта Моризо "Воспоминание о берегах Уазы"

В течение следующего десятилетия её картины были представлены ещё ни одном Салоне – что было настоящим достижением в период, когда женщин-художниц было вообще мало, особенно выставлявшихся в Салоне.

Но жизни Моризо предстояло измениться. Она познакомилась со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане и они стали хорошими друзьями.

Берта Моризо "Сёстры"
Берта Моризо "Сёстры"

1874 год стал для неё очень очень насыщенным. Берта вышла замуж за Эжена Мане – брата Эдуарда Мане и стала одним из художников-основателей движения импрессионистов и одной из шести, кто организовал новаторскую первую выставку импрессионистов.

Моризо пропустила только одну выставку импрессионистов, и это отсутствие было оправданным – она заболела после рождения дочери.

Берта Моризо "Шьющая женщина"
Берта Моризо "Шьющая женщина"

Выставка, устроенная бунтующими импрессионистами, была полна всем, чего не было в Салоне: смелыми сюжеты, свободной манерой письма и яркими цветами.

Реакция критиков и посетителей галереи, как и ожидалось, была в подавляющем большинстве негативной: "Обои на ранних стадиях гораздо более закончены, чем это", — раздраженно заметил один критик.

Берта Моризо "Хризантемы. Перевернутая корзина"
Берта Моризо "Хризантемы. Перевернутая корзина"

Несмотря на то, что многие не слышали о вкладе Берты Моризо в импрессионизм, в её картинах есть все отличительные черты этого движения – заметный мазок, интимные, повседневные сюжеты и ощущение жизненности сюжетов.

Она отдавала предпочтение домашним сценам и садам. Её любимыми моделями были сестра и дочь.

Берта Моризо "Колыбель"
Берта Моризо "Колыбель"

Моризо добилась заметного успеха, но она была не единственной женщиной-импрессионисткой.

В 1880 году на самой последней выставке импрессионистов критики высоко оценили сразу двух художниц – Берту Моризо и американку Мэри Кассатт (1844–1926).

Они были друзьями, и, хотя их подходы к живописи отличались, их объединяло желание изображать на своих картинах материнство, детей и домашнюю жизнь.

Хотя живопись Кассатт можно назвать более определенной, сфокусированной и менее открытой.

Мэри Кассатт "После купания"
Мэри Кассатт "После купания"

Кроме того, есть в её работах что-то более идеалистичное – несмотря на то, что Кассатт не была склонна к сентиментальным произведениям и прославилась изображением «Новой женщины» конца девятнадцатого века.

Кассатт оставалась незамужней на протяжении всей своей жизни, и большая часть её работ пронизана тем, что мы сегодня назвали бы отчетливо феминистской точкой зрения.

Мэри Кассатт "Читая Le Figaro"
Мэри Кассатт "Читая Le Figaro"

Хотя она часто изображает матерей, на её картинах не редко можно увидеть женщин, читающих, играющих в карты или просто смотрящих на зрителя. В 1915 году – в возрасте 71 года – она выставила многие из своих работ на выставке в поддержку движения за избирательное право женщин.

Мэри Кассатт  "На балконе"
Мэри Кассатт "На балконе"

Кассатт и Моризо часто объединяют как "гранд-дам" импрессионизма с третьей художницей, Мари Бракемон (1841–1916).

Бракемон не имела такого художественного образования, как Кассатт и Моризо (она родилась в семье рабочего), но все же умудрялась выставляться, сначала в Салоне, а с 1879 года и вместе с импрессионистами.

Мари Бракемон "На террасе в Севре"
Мари Бракемон "На террасе в Севре"

Ее карьера и жизнь проходили в тени мужа (известного гравера): он завидовал её успеху и изматывал её до тех пор, пока Мари не бросила живопись в 1890 году.

Ее работы совершенно не похожи на работы Кассатт и Моризо – менее интимные и эмоциональные, более сдержанные, несмотря на их свободный импрессионистский стиль.

Мари Бракемон "Автопртрет"
Мари Бракемон "Автопртрет"

В отличие от трио Кассатт, Моризо и Бракемон, Ева Гонсалес (1849–1883) никогда не выставлялась вместе с импрессионистами.

Она больше известна как муза, чем как художница.

Портрет Гонсалес, выполненный Эдуардом Мане в 1870 году, затмил её собственные работы, которые были представлены в Салоне в том же году.

Эдуардом Мане "Портрет Евы Гонсалес"
Эдуардом Мане "Портрет Евы Гонсалес"

Гонсалес была ненамного моложе других художниц, но в истории искусства её часто относят к другому поколению. Вместо того чтобы быть современницей Мане, Моне и Сислея, она была студенткой. Ева была единственной официальной ученицей, которую когда-либо брал Мане.

Ева Гонсалес "Леди с веером"
Ева Гонсалес "Леди с веером"

Но эти ярлыки – студентка, муза – отрицают её собственный художественный талант. То, что она не выставлялась вместе с импрессионистами, было не из-за недостатка способностей, а из-за решения последовать примеру Мане.

В ее работах (за исключением автопортретов) часто фигурировали члены семьи. Так, на незаконченной картине "Верхом на ослике" (около 1880 года) изображены сестра Ева с мужем.

Ева Гонсалес "Верхом на ослике"
Ева Гонсалес "Верхом на ослике"

Влияние Мане заметно в неидеализированном, опущенном взгляде женщины, но есть и что-то помимо Мане.

К 1880 году Гонсалес уже не был студентком и занимался изучением новых предметов, техник и художественных приёмов. Ее исследование продлится недолго. Она умерла при родах в 1883 году в возрасте всего 34 лет.

Ева Гонсалес "Портрет женщины в белом"
Ева Гонсалес "Портрет женщины в белом"

На современных выставках слишком редко можно увидеть работы Кассатт, Бракемон и Гонсалес – несмотря на то, что в своё время такие критики, как Гюстав Жоффруа, охотно их хвалили.

Они заслуживают нашего внимания и своего собственного места в истории искусства – и не как жены, музы или подруги более известных представителей движения импрессионистов.