Год выхода: 1967. Продюсер: Тони Кларк
Появившийся в ноябре 1967 года сингл Nights In White Satin был шедевром, проложившим мост между поп-музыкой и симфоническим прогом, а потом соединившим все это со стихами, идеи для которых фронтмен Moody Blues Джастин Хейворд взял непосредственно из личной жизни. Как следует из текста песни, его бросает от состояния экстаза до отчаяния, пока он сожалеет о конце одного любовного романа, одновременно окунаясь в омут новых отношений.
«В песне было много эмоций», — подтверждает Хейворд. — «В то время мне было девятнадцать или двадцать, и я жил в двухкомнатной квартире в Бэйсуотере с [барабанщиком Moody Blues Эджем] Грэмом и нашими подругами. Однажды я вернулся с концерта около четырех или пяти утра, когда птицы только-только начали щебетать за окном, сел на край кровати и написал пару куплетов».
В поисках какой-нибудь метафоры для своего эмоционального потрясения Хейворд вспомнил о сделанном ему недавно подарке: «Одна девушка — ни та, которая только что бросила меня, ни та, с которой я тогда встречался — подарила мне несколько белых атласных простыней, которые просто каким-то образом оказались в моем чемодане. Выглядели они очень романтично, но были совершенно непрактичными в применении».
Когда на следующий день Хейворд принес на репетицию черновик написанной им песни, его коллеги по группе оказались не в восторге, по крайней мере, поначалу.
«Я сыграл ее остальным парням, и они были немного сбиты с толку», — вспоминает Хейворд. — «Тогда Майк говорит: «Сыграй-ка еще раз». Так что я сыграл первую строчку, а он подхватил [имитирует припев мелодии] на меллотроне, и эта фраза начала подсказывать всем, каким образом они могут присоединится к ней».
Окончательную форму композиции придали продюсер Тони Кларк и аранжировщик/дирижер Питер Найт, сделав Nights In White Satin роскошным эпическим студийным произведением. Она стала составной частью The Night, заключительного трека на втором альбоме группы Days Of Future Passed, представлявшего собой цикл песен от утреннего рассвета до ночной тьмы и в полной мере использовавшего способность меллотрона имитировать оркестр.
Сокращенная версия песни достигла 19-го места в британских чартах, что ознаменовало смену статуса группы от неудачников ритм-энд-блюза к первопроходцам поп-музыки. Переизданная версия стала еще большим хитом в 1972 году, заняв второе место в США, а песня вдохновила на создание более 60 кавер-версий и появилась в бесчисленных саундтреках к фильмам. В ее честь даже назвали аттракцион в тематическом парке Южной Каролины.
«Эта песня обладает необъяснимой властью над нами», — говорит Хейворд. — «Она подарила нам стиль, который, как неожиданно оказалось, сыграл для нас определяющую роль. Я думаю, именно она приходит на ум, когда мы говорим о звучании Moodies».