Найти в Дзене
Карманный журфак

Создаем сенсации. Что такое инфоповод и как найти нужный

С чего начинается создание любого новостного сюжета, выпуска программы и, вообще, журналистского произведения? Правильный ответ - с инфоповода. И неважно, работаете ли вы в новостях или в ток-шоу у Малахова, ваша задача - найти и отобрать лучшие инфоповоды, которые повысят рейтинги, а в идеале - станут сенсацией. Давайте разбираться, как это сделать.

Rosbalt
Rosbalt

ЧТО ТАКОЕ ИНФОПОВОД

Информационный повод - это событие, представляющее интерес для общества, имеющее для него то или иное значение, и которое также может являться информационным сообщением в СМИ.
Он может быть слабым - быть интересным очень узкому кругу людей (как утренник в одном из детских садов), - а может быть сильным, например, как парад Победы на 9 мая. Задача журналиста найти событие, которое будет интересно как можно большей части целевой аудитории его СМИ.

Для этого нужно использовать систему "4х4" (4 вопроса и 4 критерия):
При отборе инфоповодов нужно задаваться
четырьмя вопросами:
- что аудитория должна узнать;
- что ей нужно узнать;
- что она хочет узнать;
- что ей интересно узнать.
И
четырьмя критериями:
- значение события;
- масштаб события;
- участие звезды;
- эмоциональный градус.
Перевожу на русский:

Значение события. На жизнь и деятельность какого количества людей повлияет эта информация?! Чем больше охват - тем ценнее повод.
Масштаб. Какое количество людей участвует в событии (одно дело митинг из 10 человек, и другое - 10 000); или какое количество денег участвует в событии - например, ограбление на 10 тыс. руб и 10 млрд.
Участие звезды. Причастность к событию знаменитости может превратить даже самый адский тухляк в сенсацию. Это повышает рейтинги и престиж канала.
Эмоциональный градус. Это уже не про информацию, а про эмоцию. Про трагичность, комичность, драматизм. Самые «работающие» эмоции: радость, удивление, печаль/скорбь, гнев (злость), отвращение, презрение и страх. Как вы понимаете, нужны инфоповоды вызывающие наивысший пик этих эмоций и сильное сопереживание зрителя.
И, конечно, нельзя забывать про
три главных триггера (цепляющих крючка): дети/животные, юмор и секс.

Sostav
Sostav

Как правило, инфоповодами, которые могут представлять интерес для СМИ, становятся события, которые:

А. Выходят за рамки привычного, за рамки обыденности: например, каждый день происходят автомобильные аварии, их нельзя назвать инфоповодами, а вот авария с огромным количеством жертв - это уже "из ряда вон", а значит - хороший инфоповод.

В. События, способные повлиять на жизнь и деятельность людей. Например, ход выборов, принятие законов, политическая ситуация, социальные темы и т.д.

Кроме того, очень важна актуальность и близость инфоповода.

Актуальность может быть непосредственной, то есть когда событие только-только произошло или еще идет, календарной - например, любой праздник, памятная дата, а может быть искусственной, когда журналист сам решает инициировать какое-то событие (например, провести расследование) используя для этого, так называемые, вечнозеленые темы - которые, как классика в моде, не перестанут интересовать народ.

Что касается близости, то, как можно предположить, она может быть не только географической (например, москвичам будет интереснее то, что происходит в Москве, а не в деревне под Липецком), но и психологической - а-ля "наших бьют", то есть, например, всем матерям и в Москве, и в Липецке, и в России, и в Уганде, будет интересен инфоповод, связанный с детьми, независимо от географии события.

Rgo
Rgo

МОРАЛЬ
Крутой инфоповод, это тот который попадает в схему 4х4: закрывает хотя бы один вопрос и соответствует минимум одному критерию.
А вот инфоповод, который станет информационной бомбой, закрывает все четыре вопроса и все четыре критерия. Ну или хотя бы несколько сразу. При этом нельзя забывать о важности актуальности инфоповода и его близости к целевой аудитории СМИ.

Приведу
пример из сенсаций (к сожалению, трагичный, но зато очень наглядный): убийство 12 человек в станице Кущевская Краснодарского края 5 ноября 2010 года. Значение - коснулся большинства людей из-за злободневной на тот момент темы разгула преступности и некомпетентности органов, масштаб - убиты сразу 12 человек, эмоциональный градус - среди убитых были дети, психологическая близость - безнаказанность криминальных элементов и страх общества перед ними. Про четыре вопроса я и не говорю - здесь они закрываются полностью.

#журналистика #обучение