Имеются в виду не корабельные церкви - специальные помещения, выделенные для церковных нужд, вот, например, корабельная церковь на крейсере 1-го ранга "Паллада":
Справа, кстати, видна казённая часть орудия. А священник приравнивался в правах и по денежному содержанию от лейтенанта до капитан-лейтенанта, а если имел чин протоиерея, то и к капитану 2 ранга.
Мы же давайте поговорим о судах, у которых и другого назначения не было, как быть храмом. Впервые мысль соорудить плавучую церковь пришла в голову набожному астраханскому мещанину Н.Е.Янкову в 1903 году. Обосновывая её необходимость, миссионер отец Стефан Парадизов отметил: «Береговая полоса Каспийского моря переполнена рыбаками разного племени и вероисповедания. Их насчитывается здесь десятки тысяч. Все они месяцами не пристают к берегу, не посещают храмов Божьих, не слышат церковных служб».
Янков был готов пожертвовать до 5000 рублей и организовать сбор средств. Подключились инженеры-нефтяники из общества «Товарищество братьев Нобель», составившие план парохода, необходимого для устройства церкви. Предполагалась постройка судна длиной в 100 футов и шириной 24 футов с нефтяным двигателем, обеспечивающим скорость в 10-11 узлов, с буфетом, ледником, баками для воды, тентами, водяным отоплением в каютах, динамо-машиной в 30 ампер и 110 вольт. Всё это богатство, по расчетам Астраханского механического завода Норена, стоило бы 58500 рублей (без устроения храма). Сормовский, Самарский, Саратовский и Коломенский судостроительные заводы прислали сметы вообще в 70-80 тысяч рублей.
Суммы совершенно неподъёмные. По подписке всего пожертвований примерно за год набралось 20 476 рублей. Тогда решили переоборудовать какое-либо старое судно. Выбор пал на буксиро-пассажирский пароход «Пират». Это судно уже тогда имело богатую историю. Оно было заказано в Англии на заводе «Samuda Brothers» пароходным обществом «По Волге» в 1860 году.
Члены Кирилло-Мефодиевского братства Члены братства протоиереи В. Карасёв и Д. Фаворский выкупили корабль у его владельца. «Астраханские епархиальные ведомости» от 1 апреля 1910 года писали: «…Недавно приобретён колёсный полуморского типа пароход 60 сил, длиною корпуса 134 фута, шириной 23 фута и осадкой 4 четверти 2 вершка». Архитектор О. Карягин нарисовал чертежи и наброски внешнего и внутреннего облика храма и сделал заказы по доводке церкви местным предприятиям, выполненные всего за пару месяцев и обошедшиеся вместе с затратами на покупку в 28 000 рублей. Пароход застраховали на сумму в 19 000 рублей.
Сам храм помещался в носовой части судна и занимал площадь примерно в 30 квадратных метров (без алтаря). Его иконостас расписывал мастер Соломонов. На палубе одновременно помещалось до 100 человек молящихся, и в нижнем помещении — до 200 (по другим данным, их число доходило до 500). Над всеми надстройками возвышалась звонница с 6 колоколами, она же была штурвальной рубкой, со стороны выглядевшей как часовня.
Позолоченный купол с Крестом доминировал даже над дымовой трубой. Всего над палубой возвышалось семь позолоченных главок, а на мачте полоскался белый удлинённый флаг треугольной формы с Крестом посередине. Восьмиконечный Крест поместили и на оба кожуха гребных колёс. На месте матросского кубрика появился алтарь и несколько келий для священников. На носу судна красовалась надпись «Церковь во имя св. чудотворца Николая», а на белом фоне кормового российского флага – буквы «К М бр-о» (Кирилло-Мефодиевское братство).
Команда корабля включала восемь человек: капитана, штурвального, трёх матросов, машиниста с помощником и двух кочегаров-маслёнщиков.
Служба плавучего храма началась в 1910 году. За время навигации он преодолевал расстояние более 4 тысяч вёрст, посещая большое количество прибрежных поселений и раздавая массу проповеднической литературы. Его первым настоятелем стал протоиерей Петр Горохов, а сослужили ему братья из Николо-Чуркинской обители: иеромонах Иринарх, иеродиакон Серафим, монах-фельдшер Дамиан, пономарём был монах Лаврентий, певчими – три послушника, а поваром – Кузьма Ежов. На борту были устроены больница с 3 кроватями, аптека, столовая для богомольцев.
Однако, к 1915 году изношенный корпус стал требовать ремонта. Шла война, денег не нашлось. История довольно тёмная, т.к. в годы, предшествовавшие переоборудованию практически вся обшивка корпуса была заменена, а в 1912-13 году произведён доковый ремонт подводной части. Как бы то ни было, пароход осенью 1915 года был куплен всего за 5000 рублей владельцем бондарных заведений К.И. Рябицевым (или Рябцевым), сделавшим из него буксир с названием «Нечаянный» для перевозки бочек под рыбу.
"- Пусть проходит судно одну навигацию у меня, затем я у него сменю котёл и возьму за него 60000 рублей,"- заявлял г. Рябцев. По данным московского исследователя волжского флота С. А. Парфенова, он плавал до 1924 года и был списан приказом от 5 ноября 1924 года, после чего его разобрали в Астрахани на металлолом.
По другим сведениям — корпус судна использовался под бранд-вахту на одном из волжских рыбзаводов. Краевед П. С. Лебедев утверждает, что «Нечаянный» в 1918 году стал морским спасательным судном, а потом и вовсе был переоборудован в... плавучий театр для рыбаков! И называться стал «Иосиф Сталин». А позднее — «Моряна». Есть версия, что дожил пароход аж до шестидесятых годов, и в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный в восьмидесяти километрах от Астрахани. Печальная история...
Есть другой старый снимок, сделанный якобы в 1890-е годы:
Никаких подробностей относительно него я не нашёл.
Если обратиться к нашему времени, то пишется, будто по водам у нас сейчас плавают более десятка таких храмов. Вот кое-что о некоторых из них.
В 2004 году на Волге стал действовать плавучий храм, переделанный из малого десантного корабля.
Существует некоторая путаница в его названии. Храм носит имя имя Святого равноапостольного князя Владимира
Однако на его борту есть и надпись о. Веренфрид. Отец Веренфрид ван Страатен - голландец, католик, крупный благотворитель, известный как "Отец с салом"
Такое прозвище заслужил, когда организовывал продовольственную помощь нуждающимся, состоявшую в основном из бекона. Уже после смерти обвинялся в харрасменте, совершённом за 40 лет до этого, чревоугодии и прочих непотребствах. Ну, это сейчас модно.
Так вот, якобы он также принимал участие в создании этого храма, деньгами скорее всего.
Команда судна состоит из 3 человек – капитан, его помощник и механик. Балансодержатель - Волгоградская епархия.
Внутри храма:
Плавучий храм "Святитель Николай" освящён 12 июля 2000 года
Из-за отсутствия технических средств стоял в Волго-Донском канале рядом с военным гарнизоном в Мариновке Калачёвского района и вёл миссионерскую работу среди военнослужащих этого гарнизона и их семей. За это время налажено проведение регулярных богослужений по воскресным и праздничным дням, проводится просветительная работа с офицерами и солдатами срочной службы. В п. Октябрьский открыта воскресная школа для детей и взрослых.
В 2008 году, из-за аварийного состояния понтона и отсутствия финансирования на ремонт, плавучий храм «Святитель Николай» был перенесен на берег. Теперь он будет выполнять функции приходской церкви, в связи с чем Георгиевский приход п.Октябрьский (Мариновка) переименован в Никольский и составляет единое целое с бывшей плавучей церковью «Святитель Николай».
"Святитель Иннокентий" отправился в своё первое плавание 5 июня 1998 года.
Работал на Дону и Волго-Донском канале. Внутри храма:
Согласно судовому журналу, около трёх тысяч верующих принимает на борт каждый год плавучий храм за 3-4 месяца навигации. До полутысячи новых христиан проходит крещение за навигацию, более полутора тысяч жителей Дона причащаются.
На зимней стоянке он выполняет роль приходского храма для поселков Пятиморск и Ильевка . В поселке Пятиморск благодаря стараниями супруги настоятеля успешно функционирует воскресная школа, рассчитанная на 50 детей.
Ну, и без "Машки", свисающей с борта, на плавучем храме никак не обойтись
Есть и менее крупные формы. Вот 19 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящает плавучую часовню-маяк на месте слияния рек Иртыша и Оби в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:
Теперь она будет помогать сохранить не только души, но и тела речников:
Не могу удержаться, чтобы не показать замечательную церковь-маяк у нас в Крыму, в Малореченском:
Ещё раньше я написал статью о флотских священниках:
..................................................................................................................................................................
Оглавление журнала: