ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
3. РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОИСХОДЯЩИМ.
В зимнее время над деревней быстро сгущались синие сумерки. Во многих домах огня по долгу не зажигали, сидели без керосина. Детишки примостившись у горящей печки, пригревшись, сидя на корточках читали, перечитывали листочки школьной книжки.
Кое-где в домах вспыхивала лучина, от огня которой освещалась хозяйка, поздно пришедшая с работы, не успевшая с домашними дела засветло.
За Пойменной горой всходила луна, огромная, отсветы ее освещали тихие, словно вымершие улицы деревни. Ближе к Рождеству Христову морозы крепчали, по ночам людям приходилось подтапливать печки. И тогда деревня оживала, из труб столбами тянулся к небу, не рассеиваясь по сторонам дым.
Сидя по долгу дома в темноте, люди по разному размышляли между собой о войне, происходящих событий в стране. Часто по вечерам собирались в колхозной конторе совместно покурить, послушать поступающие известия с фронтов, что пишут в газетах. Люди спрашивали друг друга, долго ли продлится война? Прямых ответов не находили, слишком далеко допустили фашистов на нашу землю. И все же у людей старшего поколения вселялась надежда, что германец будет разбит, дело за временем. К примеру приводились события под Москвой, как сибирские дивизии подошли, стали на защиту столицы, столкнули фашистов с места, затем разбили их лучшие войска и сами перешли в наступление.
Другие в беседе вступали в противоречие. Как понимать, когда в сводках передают, что на фронтах без существенных перемен, идут бои местного значения, а наши все отходят. И каждый раз, когда размышляли, заходили далеко и выхода казалось нет, встревал в разговоры Федор Павлович Куклин. Ему, как никому другому в деревне о повадках германцев было известно из окопной жизни в империалистическую войну, где был солдатом царской армии.
- Германцы сейчас не те, что были в начале войны, под Москвой сибиряки хребет ему подломили. Но еще сильны. Наступать по всему фронту силенок у него не хватает, вот и хитрит он, щупает где слабее у нас место. Красная Армия держит фашистов на одном месте, перемалывает его силу, чтобы потом перейти самим в наступление.
О многом он и не знал, где простому крестьянину было понять, как складывались дела в предвоенные годы, в начале войны. Он знал одно, что с Германией ву 1940 году был заключен договор о ненападении, и надеялся на него. Углубляя своим мысли, размышлял: - а может кто вредит, ведь не всех врагов народа НКВД выявило – мысленно задавал себе вопросы.
Этим временем на фронтах осложнялось положение. Немцы после поражения под Москвой, не имея достаточно сил для наступления по всему фронту, сосредоточили свои основные силы на юге, наступают на Ростов и Сталинград.
На оккупированной территории оказались важнейшие экономические районы, значительные ценности. Стала необходимость превращения страны в единый военный лагерь, перевода экономики на военные рельсы, направленной главным образом на удовлетворение нужд фронта. На востоке страны предпринимались меры по расширению посевных земель. От колхозов требовали хлеб, хлеб и еще раз хлеб и мясо для обеспечения потребности фронта.