В различных публикациях часто утверждается, что древние греки ценили в женщинах те же качества, что и в мужчинах, и что идеальная греческая женщина должна обладать спортивным телосложением. Например, одна интернет-статья говорит: "Древние греки видели идеал красоты в совершенстве духа и тела. Это подтверждается Олимпийскими играми, где демонстрировалась нравственная и физическая превосходность. Молодые девушки, гибкие и стремительные, и сильные юноши - мускулистые атлеты - они были подобны богам, сущим на земле. Участники Олимпийских игр выступали обнаженными в соревнованиях".
Хотя информация о древнегреческих атлетах, соревнующихся голыми, верна, это была причина, по которой женщины были исключены из участия и даже наблюдения за Олимпийскими играми. Единственным исключением были гонки колесниц, где возницы были одетыми, что позволяло женщинам принимать участие в этом виде спорта. На Олимпийских играх в 396 и 392 годах до н.э. победительницей стала Киниска, дочь царя Спарты Архидама II. Этот случай является уникальным во всей многовековой истории древних Олимпийских игр.
Спартанки были единственными среди всех древнегреческих женщин, которым разрешалось заниматься спортом на палестрах, спортивных площадках. Античные сатирики насмехались над спартанками, которые гордились своей силой и независимостью. Другим исключением были женщины в римской империи, которые также могли свободно заниматься спортом. Римские моралисты, подобно древнегреческим писателям, описывающим спартанок, видели в этом только разврат и явное свидетельство нравственного упадка.
Во втором веке нашей эры Марциал жаловался на женщин, занимающихся спортом в термах, где помимо спортивных площадок иногда имелись целые стадионы. Время, считавшееся женским для посещения терм, было утро, а после полудня они были заняты мужчинами. Некоторые женщины увлекались упражнениями и задерживались в термах, принимая ванны рядом с мужчинами, что вызывало возмущение у римских пуристов. Сатирик Ювенал писал: "Может ли быть стыд у такой женщины... которая любит силу и пренебрегает своим полом?"
Идеал красоты в глазах древних греков не включал в себя спортивную женщину. Воплощением этого идеала стала статуя богини Афродиты, созданная великим скульптором Праксителем. Её рост составлял 164 см, окружность груди — 86 см, талии — 69 см, бёдер — 93 см. Если сравнивать с современным условным идеалом "90-60-90", античная фигура выглядит немного полнее и имеет меньший размер груди. Люди того времени были ниже ростом, поэтому скульптура Афродиты изображает довольно высокую девушку по меркам древности.
Ода красоте женщин в поэзии Гомера подтверждает, что идеальная женщина должна была быть высокой и не слишком худой. Когда богиня Афина захотела придать Пенелопе ещё большую привлекательность, она "сделала ее выше и полнее на взгляд". Далее в тексте Гомера упоминается ещё одна важная деталь: "…Тело ее стало белее, чем слоновая кость, полированная". Для древних греков истинно прекрасной считалась только светлая кожа, тогда как темная кожа воспринималась как признак низкого происхождения. Это неудивительно, так как в то время только аристократки могли себе позволить не работать на открытом солнце днем, чтобы избежать загара и сохранить свою нежную кожу.
Что касается пропорций тела, то они должны были соответствовать стандарту, установленному Поликлетом, знаменитым греческим скульптором. Согласно этому канону, голова должна была составлять 1/8 от общего роста, середина тела должна быть на уровне подвздошной кости, а пропорции конечностей следовали принципу 2:4:8. Другие античные скульпторы иронично называли этот канон "квадратным", предпочитая использовать "золотое сечение". По их мнению, идеальное соотношение для женского тела составляло 5 к 8.
Исключительно значимым в идеале женской красоты являлось привлекательное лицо. Идеальным считался прямой "греческий нос", правильные изгибы бровей и небольшой, аккуратный подбородок. Лицо должно было обладать совершенными пропорциями: большие глаза, расстояние между которыми равно длине каждого глаза, а линия рта превышала длину в полтора раза. Скулы были слабо выражены, все черты лица были округлыми, а линии гармоничными и плавными. Этот образ был воплощен в скульптурах древнегреческих богинь, которые сохранились до наших дней.