Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Что делать, если ребенок не понимает смысла прочитанного?

Иногда родители сталкиваются с неожиданной проблемой: ребенок читает, вроде даже неплохо, без ошибок, но смысла прочитанного при этом не понимает. Ни пересказать, ни ответить на вопросы по тексту ребенок не в состоянии. Он просто механически произносит слова, не разбираясь, что они означают.

Помочь ребенку научиться улавливать смысл текст помогут специальные упражнения.

Упражнение 1. Лишние буквы.

Возьмите любой небольшой текст и отредактируйте его, вставляя лишние буквы. Главное - не переусердствуйте, слово должно быть все еще узнаваемым, так что добавлять можно до двух букв в каждое слово. А в некоторые не добавляйте вовсе. А теперь дайте ребенку текст. Пусть он читает и вычеркивает лишние буквы. Большой текст не нужен. Три-четыре строки за раз — более чем достаточно.

-2

Упражнение 2. Объясни смысл.

Выбираем длинное предложение, где происходит несколько событий. И теперь вместе с ребенком по частям его разбираем. Предлагаем ребенку рассказать, что он представляет, как он понимает, что произошло.

Возьмем такой пример:

-3

И начинаем разбирать “Миша бежал в школу”. В школу - что это значит? (допустим ответ “Значит, бежал по направлению к школе”). Под машину - как это? Можно даже с примером, опустив предмет под стол. Что значит “мирно стояла”? Значит, не ехала, не была заведена. То есть на простом примере разбираем все, что описано в предложении. Пара недель таких тренировок — и увидите результат.

Упражнение 3. Чтение под метроном

Думаю, большинство из вас знает, что это, но мало у кого имеется этот прибор под рукой. К счастью, в век интернета найти нужную онлайн-программу в интернете не проблема (просто напишите в поиск “Метроном онлайн”). Выставите скорость 40-50 ударов в минуту, возьмите простой текст и дайте ребенку прочесть его (1-2 минуты, не более). Задача ребенка - не просто прочесть текст, но и сосчитать, сколько раз за это время ударил метроном. Сразу предупрежу - задача сложная, первые несколько раз у ребенка вряд ли получится хорошо, он будет сбиваться в чтении, ошибаться при счете. Но наберитесь терпения. Через неделю-две вы уже увидите улучшение.

Упражнение 4. Текст-анаграмма

Есть специализированные программы в интернете, которые опять же помогут вам “перемешать” буквы в словах. Чтение таких текстов также будет хорошей тренировкой.

Упражнение 5. Ответы на вопросы

Простое и полезное упражнение. Даем ребенку текст, который предназначен для ребенка на 2 года младше. Пусть он его прочитает. А после задавайте по прочитанному вопросы. Чем больше, тем лучше. Уточняйте все детали, которые только сами обнаружите в тексте. Если ребенок без текста, прочитав его один раз, отвечает меньше, чем на половину вопросов, дайте ему текст и повторите вопросы. Пусть ищет ответы, опираясь на текст. Очень важно, чтобы тексты был проще, чем те, что рекомендуют для возраста вашего ребенка.

Также приглашаю вас на вебинар “Скорочтение”, где я расскажу о методиках, которые позволят ребенку быстро читать и понимать прочитанное.

Зарегистрироваться

Успехов вам и вашим детям!