Брайану Ино — 75 лет! Краткий гид по творчеству гения, который написал мелодию для заставки «Windows 95»

802 прочитали
Про заставку — это только для затравки, конечно!

Про заставку — это только для затравки, конечно! Крохотный музыкальный кусочек, от которого сводит олдскулы у пользователя популярной операционной системы 1990-х, стал лишь микроскопическим эпизодом в биографии великого музыканта. Который сегодня отмечает 75-летие.

Влияние Брайана Ино огромно. В качестве студийного визионера он создал целый корпус удивительных произведений, которые сам назвал «маленькими кораблями, плывущие по морю безразличия».

В качестве продюсера — принял участие в записи выдающихся альбомов таких артистов, как Дэвид Боуи, U2, Грейс Джонс и «Звуки Му». Пусть музыка Брайана Ино говорит сама за себя!

Roxy Music «Ladytron» (1972)

Вот он, крутит ручки диковинных приборов! В составе Roxy Music Брайан Ино при помощи аналоговой электроники вдохнул новую жизнь в постмодернистский рок-н-ролл. Первые 60 секунд «Ladytron» — вихри магнитофонного эха и синтезаторная имитация высадки на Луну в исполнении дервиша, разодетого в леопардовый костюм.

Мелодия в минорной тональности уже намекает на фирменную меланхолию, которой будет проникнута музыка Брайана Ино в последующие годы. Последние 40 секунд песни — ещё один пример творческой одержимости!

Fripp & Eno «The Heavenly Music Corporation» (1973)

Сотрудничество с гитаристом King Crimson Робертом Фриппом длилось с осени 1972 года до лета 1973 года, когда Ино ещё был участником Roxy Music. Музыканты на пару записали две композиции, которые заняли по стороне виниловой пластинки, с использованием техники зацикливания ленты, позже известной как фриппертроника. Революционный для своего времени альбом «(No Pussyfooting)» до сих пор звучит авангардно.

Eno «Needles in the Camel's Eye» (1974)

Приняв участи в записи двух альбомов Roxy Music, Брайан Ино покинул группу из-за разногласий с солистом Брайаном Ферри, который чувствовал конкуренцию со стороны синтезаторного кудесника в густом макияже и на высоких каблуках, облачённого в боа из перьев и цветастые корсеты.

Первый альбом Ино под его собственным именем «Here Come the Warm Jets» — коктейль из глэма и арт-рока, записанный при участии музыкантов Roxy Music: мультиинструменталиста Энди Маккея, гитариста Фила Манзанеры и барабанщика Пола Томпсона. Среди гостей — уже проверенный Роберт Фрипп.

Eno «The Big Ship» (1975)

В январе 1975 года Брайан Ино поскользнулся на мокром тротуаре в Лондоне и попал под такси. Лёжа на больничной койке, он слишком тихо включил пластинку с музыкой для арфы XVIII века. И ощутил на себе поразительный эффект, когда едва различимые звуки музыки, сливаясь с шумом капель дождя, становятся частью атмосферы комнаты. Загипнотизированный этим открытием, Ино решил воссоздать его.

Сказочно звучащий, деликатный альбом «Another Green World» является промежуточным звеном между экспериментами с плёнкой «(No Pussyfooting)» и полноценным эмбиентом «Музыки для аэропортов». В его записи участвовали и Роберт Фрипп, и альтист The Velvet Underground Джон Кейл.

Harmonia and Eno '76 «Welcome» (1976)

В сентябре 1976 года Брайан Ино отправился в студию группы Harmonia в Германии для записи одной из своих самых заметных совместных работ в стиле эмбиент. Проект привёл его в страну, где электронная музыка развивалась по особенной траектории и постепенно становилась частью национальной идентичности.

«Welcome» — безмерно грустная, убаюкивающая, атмосферная мелодия, характерная для Ино 1970-х. Она была записана с героями краута: Хансом-Йоахимом Роделиусом, Дитером Мёиусом и Майклом Ротером.

David Bowie «Warszawa» (1977)

В январе 1977 года был выпущен один из шедевров Брайана Ино. Открывающий трек со второй стороны альбома «Low» Дэвида Боуи — нечто совершенно необычное. Возвышенная, зловещая, завораживающая инструментальная композиция «Варшава» была вдохновлена мелодией из трёх нот, которые продюсер Тони Висконти и его четырёхлетний сын сыграли на студийном фортепиано.

Боуи во время записи отсутствовал: он был занят судебным процессом против своего бывшего менеджера. Вернувшись, артист исполнил поверх трека трогательную мелодию. Брайан Ино рассказывал, как блестяще Боуи приспосабливался к материалу: «Он улавливает настроение музыкального ландшафта и переводит его в нужное русло через слова, которые он использует, или через стиль пения, который он выбирает».

«Julie With» (1977)

В декабре 1977 года Ино выпустил альбом «До и после науки», большая часть которого проникнута дрожащей, нервной энергетикой. «Julie With…» — более медленная, мрачная и романтичная. Брайан поёт мягче, чем раньше, рассказывая историю от имени героя, который оказался в море с девушкой, смотрящей в небо. Вода непроницаемо темна, когда пара дрейфует в состоянии физической и метафизической заброшенности: «Ветер не тревожит наш цветной парус, / Радио молчит, мы тоже».

«1/1» (1978)

Ожидая своего вылета в аэропорту Кёльна (кстати, построенного по проекту отца Флориана Шнайдера из Kraftwerk), Брайан Ино был неприятно удивлён плохой музыкой, которая звучала в терминале среди строгой и элегантной архитектуры. Тогда он задумал работу, которая могла бы слиться со средой и выгодно дополнить ландшафт.

В альбоме «Музыка для аэропортов» уже в полной мере воплотилась идея эмбиента — обволакивающей, воздушной, невесомой музыки, которая имеет такой же заполняющий эффект, что и свет. Первый в серии из четырех «эмбиентных» дисков — звуковая инсталляция, призванная снять напряжение в беспокойной атмосфере терминала аэропорта.

На обложке диска Брайан Ино описал изобретённый им метод: «Эмбиент должен объединить разные уровни внимания слушателя, не навязывая какой-то конкретный из них; он должен быть настолько незаметным, насколько и интересным».

Brian Eno and David Byrne «Regiment» (1981)

Альбом «Моя жизнь в кустах призраков», созданный в сотрудничестве с фронтменом Talking Heads Дэвидом Бирном, вызвал обвинения в культурном империализме — и одновременно похвалы за внедрение ранее игнорируемых этнических традиций в рок-музыку. На этой захватывающей дух пластинке, предвосхитившей расцвет «мировой музыки» 1980-х, перемешаны рок, фанк, эмбиент, музыка из Северной Африки и Ближнего Востока.

«An Ending (Ascent)» (1983)

После четырёх альбомов эмбиентной серии, в 1983 году Брайан Ино выпустил «Apollo: Atmospheres and Soundtracks», саундтрек для документального фильма о лунных миссиях США. «An Ending» — одно из его главных достижений как музыканта. Восторженная, невинная, надмирная мелодия обманчиво проста. Нежные переливы нот (исполняемых на Yamaha DX7) звучат так, словно они медленно выплывают из какого-то космического запределья.

Harold Budd and Brian Eno «The Pearl» (1984)

Написанный в соавторстве с композитором-минималистом Гарольдом Баддом, альбом «Жемчужина» признан эталоном эмбиента. В нём много простора, эха и чувства. На переднем плане Бадд играет на акустическом и электрическом пианино, Ино создаёт синтезаторные ландшафты в фоновом режиме.

Brian Eno and John Cale «Lay My Love» (1990)

Коллекция мелодичных песен в русле арт-попа необычна активным использованием вокала, которого Брайан Ино в значительной степени избегал с конца 1970-х годов. Альбом «Wrong Way Up» был записан совместно с Джоном Кейлом в домашней студии Ино в Саффолке.

Музыка прекрасна! Но творческий процесс вовсе не был гармоничным, на что намекают кинжалы, разделяющие портреты соавторов на обложке. В пресс-релизе, сопровождавшем релиз, Ино ответил на вопрос: «Будете ли вы когда-нибудь снова записываться с Джоном Кейлом?» коротко: «Чертовски маловероятно».

David Byrne & Brian Eno «One Fine Day» (2008)

Поп-роковый «Everything That Happens Will Happen Today» стал первым совместным альбомом Ино и Бирна со времён «My Life in the Bush of Ghosts» 1981 года. Альбом исследует тему преимущества цифровых технологий для сохранения человеческих ценностей и творческого процесса. Но это не модная антиутопия со страшилками, направленная против искусственного разума. Напротив, эта музыка поднимает настроение и в конечном счёте оптимистична.

Eno and Hyde «Cells & Bells» (2014)

Идея повторения всегда завораживала Ино. Один из альбомов, который Брайан Ино записал вместе с вокалистом и гитаристом Underworld Карлом Хайдом, исследует возможности генеративной музыки, которая создаётся из последовательности нот с помощью алгоритма, написанного человеком или компьютером. Отсюда недалеко и до нейросетей...

Звуки музыки Брайана Ино колеблются между тревогой и спокойствием, а тексты Карла Хайда рисуют картины городов, ожиданий и неудач... Словно паришь высоко над землёй, а дороги, холмы, леса, постройки, водоёмы складываются в величественное абстрактное полотно.

Спасибо за внимание!