Зачем дети ходят в "страшные" места? Что происходит, когда они сидят в своем "штабе"? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских тайников? Почему дети так любят кататься с ледяных гор? Почему ребенку так важно иметь свое личное пространство?
Ответы на эти и другие вопросы я нашла в книге Марии Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых":
Про автора
Мария Владимировна Осорина — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества.
Про книгу
Книга посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. В книге делается акцент на таких "страшных" местах, как свалка, заброшенные дома, подвалы и объясняется, почему дети так любят там бывать. Всё рассказывать не буду, скажу лишь, что это важный опыт для ребенка в исследовании мира и возможность научиться справляться со своими страхами. Так ребенок учится преодолевать их. Плюс вырабатывается навык социального взаимодействия с другими детьми, ведь в такие места принято ходить с друзьями.
И я, например, никогда бы не подумала, что опыт проезда в общественном транспорте тоже очень важен для ребенка. Особенно в переполненном. Тут у меня, как говорится, произошел разрыв шаблона.
Мне запомнилась история про американца, который приехал в Россию и вначале с трудом ездил в общественном транспорте из-за его переполненности. Ему было неприятно, что в его личное пространство постоянно кто-то вторгается. Кстати поэтому он часто не мог выйти на своей остановке. Но потом с помощью психолога он посмотрел на эту ситуацию с другой стороны. И тогда такие поездки стали для него очень интересными. Как всё-таки много значит для человека то, как он смотрит на ситуацию.
В книге много отсылок к работам других авторов, тема раскрывается с самых разных сторон. Мне понравилось обращение к истории вопроса.
Например, про традицию кататься с ледяной горки. Как выяснилось, ледяные горки горки делают и в ближайшей Финляндии, и в Швеции. Но только в России есть традиция скатываться с ледяной горы стоя. Это в несколько раз усложняет задачу, но в то же время дает массу преимуществ для ребенка не только в его физическом развитии, но также и в психологическом. Т.е. помимо физической устойчивости ребенок приобретает навык устоять на ногах в самых сложных жизненных ситуациях.
Теме ледяных горок посвящено много страниц в этой книге. Автор также говорит о том, что замена настоящей ледяной горки на ее металлический аналог приводит к тому, что эффект теряется. А с ним теряется и возможность ребенка получить новые и важные навыки в жизни.
Я, например, помню эти катания с горок. Но мое детство прошло на севере, там со снегом и морозов проблем никогда не было. А вот на юге с горками, конечно, сложнее.
Прогулкам и тому, чем занимаются дети на улице, посвящено очень много в этой книге:
Также много внимания уделено теме дома, внутренней жизни семьи. У каждого человека в семье должно быть свое место, свой угол, где он может отдохнуть, и никто другой не имеет право на это посягнуть. Вот очень хороший отрывок из книги на эту тему:
"В дружных, хорошо организованных семьях, где каждый член семьи уважаем и неповторим, а отношения выстроены, обычно все помнят о том, где чье место, кто где любит сидеть, и соответственно ставятся чашки: папе - с кораблем, маме - с розой, бабушкина любимая - с синими листиками, внучкина - с петушком и т.д."
Всё это прививается с самого детства. Так ребёнок понимает, что у него есть что-то своё, и другие люди это уважают. И с этим же ребёнку прививается мысль, что у другого человека тоже есть то, что принадлежит только ему, и это нужно уважать:
"Это твое место - никто не может его занять, кроме тебя; это твоя чашка - ее не поставят случайному гостю; это твой стол - ты его хозяин, никто не станет наводить здесь свой порядок, не спросив тебя".
Мне очень понравились слова про важность родного дома для человека:
"Родной дом для человека, по большому счету, должен быть тем, что в психологии называется "ресурсным местом", т.е. давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и душевной силы. Тогда человек сможет справиться с непредсказуемостью и случайностью многих событий и не дрогнет, потому что знает, на каких китах держится его мир".
В этой книге мне также понравились истории про писателей. Их приводить я не буду, скажу только, что автор упомянула Федора Достоевского, Владимира Набокова, Андрея Платонова, Аркадия Гайдара. В книге даже был разбор книги "Тимур и его команды" и рассказано о том, как тонко Гайдар смог почувствовать потребности ребенка и передать их в книге. Также было интересно почитать о том, как зародилось движение скаутов и пионеров.
Мои впечатления
Мне понравилась эта книга. Она ведь не только про детей, но и про взрослых, которые тоже когда-то были детьми. Она учит лучше понимать ребенка, себя, мир, дает подсказки, объясняет сложные вещи простым языком. Я открыла для себя много интересных моментов. Поэтому могу рекомендовать книгу не только тем, кто интересуется темой, но и тем, кому пришлись по душе те цитаты, которые я тут опубликовала.
Мне кстати потребовалось немного времени, чтобы настроиться на стиль повествования. Так иногда бывает, когда после художественной литературы я начинаю читать книгу по психологии. В книге дается научный подход, приводятся исследования, поэтому к такому стилю нужно быть морально готовым. Но в то же время книга написана доступным и понятным языком.
Закончить свой отзыв мне хотелось бы цитатой из книги, которая очень точно передает главную мысль книги:
"Чем сложнее внутренняя жизнь ребенка, чем выше его интеллект, тем многочисленнее и шире его миры, которые он открывает для себя как в окружающей среде, так и в своей душе".
Интересуетесь книгами по детской психологии? Читали эту?